Человек на уходящей неделе впервые смог заглянуть «в лицо» самой близкой к Солнцу планете — зонд «Мессенджер» передал первые снимки с орбиты вокруг Меркурия, а околоземный спутник Aura тем временем принес тревожные новости о продолжающемся сокращении озонового слоя в Арктике.
Неделя стала значимой и для исследователей мозга и психики: ученые выяснили, что отвергнутая любовь действует на мозг так же, как физическая боль, а гормон стресса кортизол способен помочь справиться с фобиями.
«Ватные» планеты
Исследователи впервые представили доказательства теории, согласно которой первые твердые тела Солнечной системы напоминали по своей структуре сахарную вату. При этом они были очень хрупкими и «уплотнились» в планеты лишь позже, в результате многочисленных взаимных соударений.
Подобный механизм зарождения планет и их спутников из мельчайших частиц пыли в Солнечной системе был предсказан в результате моделирования, но до сих пор планетологи не были уверены в справедливости своих теорий. Группа Фила Блэнда (Phil Bland) из Имперского колледжа Лондона доказала правомерность таких взглядов в результате анализа микроструктуры метеорита из семейства хондритов.
Выгребать в потоке речи
Научиться вычленять слова и фразы в речевом потоке — одна из самых сложных задач при изучении языка. Мохиниш Шукла (Mohinish Shukla) из университета Рочестера в США и его коллеги выяснили, что даже шестимесячные младенцы способны не только выделять в речи отдельные слова, но и ассоциировать их с визуальной информацией.
Ученые показывали детям картинку стола в комнате, на котором двигались красный круг, синий квадрат и желтый треугольник. За движением взгляда младенцев ученые следили с помощью специальных датчиков.
В ходе тренировки «добровольцев» один из авторов произносил конструкции из пяти слогов, в которых два слога особо выделялись ударением и интонацией. В этот момент на экране двигался красный круг, выбранный учеными в качестве целевого объекта, таким образом авторы «связывали» визуальную и звуковую информацию.
Затем малыши смотрели на стол с фигурами и слушали более длинные предложения. Ученые при этом следили за тем, как дети реагировали на «слово» из двух слогов, которым обозначался красный круг.
Оказалось, что маленькие участники исследования не только в целом смотрели на круг дольше, чем на другие фигуры, но и явно реагировали на произнесение его «названия».
Открытка с Меркурия