Общий рамочный механизм, обеспечивающий сопоставимость рынков, необходим для создания двусторонних механизмов торговли углеродными квотами, считает начальник отдела глобальных проблем окружающей среды МИД РФ Олег Шаманов, возглавлявший в апреле российскую делегацию на климатических переговорах в Бангкоке.
Выступая на конференции, посвященной проблемам углеродного рынка, он отметил, что в условиях неясных перспектив будущего климатического соглашения, которое должно прийти на смену Киотскому протоколу, может рассматриваться идея двусторонних соглашений по торговле квотами.
«В любом случае, это не снимает вопрос о том, что в конечном итоге необходимо некое регулирование, которое бы обеспечило сопоставимость рынков», — сказал Шаманов.
По его словам, двусторонние механизмы могут успешно работать, если они будут увязаны со странами, в которых есть спрос на углеродные квоты.
Шаманов также отметил, что после катастрофических событий в Японии там может вырасти спрос на углеродные квоты.
Первый период действия Киотского протокола (вступил в силу с 2005 года), в рамках которого развитые страны несут обязательства по сокращению выбросов в атмосферу, истекает в 2012 году. Большинство развивающихся стран выступает за второй период обязательств с 2012 по 2018 год. Ряд развитых стран, в том числе Россия, Япония и Канада, считают, что Киотский протокол исчерпал себя и его следует заменить новым климатическим соглашением.
Одним из вариантов решения проблемы может быть принципиальный отказ от многостороннего характера соглашения — механизм можно перенести в двусторонние договоренности между продавцами и покупателями. В частности, руководитель JI Action Group Леннард де Клерк ранее отметил, что такие соглашения могут быть полезны и России, причем со второй стороны в них могут быть заинтересованы Япония и ЕС.
Правительство РФ в марте одобрило проект договора с правительством Норвегии о сотрудничестве в реализации совместных проектов в рамках Киотского протокола. Проект предусматривает «создание благоприятных условий для передачи единиц сокращения выбросов и (или) единиц абсорбции парниковых газов, достигаемых в ходе реализации проектов в Российской Федерации». Стороны также намерены сотрудничать в сфере определения потенциальных возможностей сокращения выбросов парниковых газов, создавать благоприятные условия для реализации проектов и обмениваться информацией.
Обсуждение «проблемы 2012» и перспектив мирового углеродного рынка страны продолжат на промежуточных сессиях переговоров в течение года и на итоговой сессии в южноафриканском Дурбане в ноябре-декабре 2011 года.