Куросава акира (1910–1998) — кинорежиссер первоначально художник

Куросава Акира на съемках фильма Дерсу Узала

Энциклопедия Японии ->

К — к: глоссарий КУРОСАВА Акира (1910-1998) — кинорежиссер. Первоначально художник, участвовал в работе Ассоциации пролетарского искусства Японии. В кино с 1936 г. Дебютировал фильмом «Сугата Сансиро» (1943). После войны вместе с К. Ямамото и X. Сэкигава поставил фильм «Люди, творящие завтра» (1946). Демократическая атмосфера послевоенных лет отразилась в фильмах «Я не жалею о своей юности» (1946), «Великолепное воскресенье» (1947).

В фильме «Пьяный ангел» (1947) Куросава воплотил идею о необходимости творить добро, жить для людей, ставшую основной в его творчестве. С этого фильма началось содружество Куросавы с Т. Мифунэ. Международную славу принесла лента «Расёмон» (1950, премия «Оскар» — 1951), в которой сказалась приверженность Куросавы к яркой исключительности характеров, бурным страстям, острым столкновениям в драматургии. Куросава активно вторгается в социальные и нравственные проблемы современности. Предмет особой увлеченности Куросавы — жизнь самурайского сословия.

Ироничное отношение к феодальной морали, попытка обновить традиционный жанр кэнгэки проявились в фильме «Семь самураев» (1954, премия «Оскар» — 1955) и фильмах, поставленных в созданной им в 1960 г. компании «Куросава про» («Телохранитель», 1961; «Цубаки Сандзюро», 1962). Куросава неоднократно обращался к классическим произведениям западной литературы: «Идиот» (1951, по Ф. Достоевскому), «Замок паутины» (1957, по «Макбету» В. Шекспира), «На дне» (1967, по М. Горькому), перенеся события на японскую почву. В фильме «Записки живого» (1955) выразил свою антивоенную позицию. Гражданские устремления реализует особенно упорно после создания собственной компании: «Чем хуже человек, тем лучше он спит» (1960), «Рай и ад» (1963).

Гуманистическая позиция Куросавы наиболее полно раскрылась в фильме «Красная борода» (1965). Кризисная ситуация в японском кино заставила Куросаву пойти на сотрудничество с Голливудом, но все планы так и остались нереализованными. Лишь в 1969 г., создав вместе с К. Киноситой, К. Итикавой и М. Кобаяси компанию «Четыре всадника», он сумел поставить современную притчу «Додэскадэн» («Под стук трамвайных колес», 1970). В 1975 г. по приглашению «Мосфильма» поставил в СССР фильм «Дерсу Узала» (1976, премия «Оскар» — 1976).

Впоследствии вернулся к эпохе самурайства в фильмах «Тень воина» (1980) и «Смута» (1985, по мотивам «Короля Лира» В. Шекспира). В 1990 г. поставил навеянный собственными сновидениями фильм «Сны», в 1991 г. — фильм «Августовская рапсодия». Куросава награжден множеством отечественных премий, первым среди кинематографистов Японии получил почетное звание заслуженного деятеля культуры.

Обладатель призов международных кинофестивалей в Канне, Венеции, Москве. Куросава Акира на съемках фильма Дерсу Узала

Copyright © «ЯПОНИЯ СЕГОДНЯ» 24.12.2006 Комментарии Добавить комментарий