Кокинсю или «кокин(вака)сю» («собрание старых и новых песен»)

Энциклопедия Японии ->

К — к: глоссарий КОКИНСЮ , или «Кокин(вака)сю» («Собрание старых и новых песен»), — крупнейший поэтический памятник эпохи Хэйан, относится к первой четверти Х в. Задуманная как «вторая» «Манъёсю», эта антология первоначально носила название «Сёку Манъёсю», что означает «Продолжение «Манъёсю». Она также состояла из 20 свитков, в которые были включены 1100 стихотворений. Композиция и тематика новой антологии полностью повторяли структуру и темы «Манъёсю», с той лишь разницей, что спустя столетие изменился сам настрой стихов: на смену восторгу и оптимизму «Манъёсю» пришли созерцательность и задумчивость «Кокинсю».

Название антологии уже изначально ориентировало читателя в материале, помещенном в собрании: от песен прошлого, т.е. тех, которые появились после «Манъёсю», до стихов, сложенных составителями «Кокинсю». Особо подчеркивалось в названии и то, что перед читателем было собрание именно «японских песен» — вака (в отличие от китайских — кара-ута), созданных по законам японского стихосложения и, главное, проникнутых духом Ямато, отражающих «японскую душу». Антология «Кокинсю» была составлена по приказу императора Дайго (897-930) несколькими поэтами и критиками во главе со знаменитым поэтом Ки-но Цураюки (868-946), человеком, немало сделавшим для развития японской поэзии и пытавшимся теоретически осмыслить ее путь и место в культуре, наметить формы ее дальнейшего развития.

Именно Ки-но Цураюки в своем знаменитом предисловии к «Кокинсю» первым попытался сформулировать основные принципы японской поэзии. Поражали и меткие характеристики, которые давал поэтам Цураюки-критик. Едкие замечания были сделаны им в адрес «шести гениев поэзии» (роккасэн) — признанных авторитетов в области стихосложения, чьи имена, пройдя через все временные границы, дошли до современных любителей поэзии.

Это было поистине великое созвездие: поэт и известный кавалер Аривара-но Нарихира, буддийский священнослужитель Хэндзё, монах-отшельник Кисэн, поэты Бунъя-но Ясухидэ и Отомо Куронуси, наконец, поэтесса Оно-но Комати. Все они творили в IX в. Не все стихотворения «Кокинсю» были безупречны. Попадались и такие, которые создавались по выработанным канонам, по своего рода шаблонам и потому были лишены поэтического чувства.

В них на первый план выходила занятная игра слов и сложные фонетические ассоциации. Но, видимо, такие издержки были неизбежны во времена, когда поэзия считалась не только видом искусства, но и обязательным элементом светского общения — средством диалога и переписки. Copyright © «ЯПОНИЯ СЕГОДНЯ» 24.12.2006 Комментарии Добавить комментарий