Ками — божества или духи японской национальной религии синто

Энциклопедия Японии ->

К — к: глоссарий КАМИ — божества или духи японской национальной религии синто. Поклонение и обожествление природных сил и явлений — солнца, гор, ветра, дождя, моря, животных, растений, скал, рек, ручьев и пр. — предоснова синто. На более позднем этапе стали обожествлять различные понятия: ум, физическую силу и т. п. «Ками» присутствовали повсюду. Одухотворялось даже слово: дух его назывался «котодама»…

Обожествлялись умершие. Мир японца населен мириадами «ками». Набожный японец думает, что после смерти он станет одним из них. «Ками» древности, будучи духами, не нуждались в постоянных жилищах.

Первые святилища появились в V-VI вв. Но с «ками» надо было общаться, чтобы испросить их покровительство. Для этого выбирались специальные места, куда «ками» могли на время «снизойти»: вершина горы или же отдельно стоящее дерево, а то и необычной формы скала или камень. Такие места обозначали веточкой вечнозеленого дерева сакаки, огораживали симэнава — свитой из соломы веревкой. Обряд общения с «ками» состоял из его встречи, пиршества «вместе с ним» и проводов.

Пиршество было самой важной частью обряда: считалось, что, вкушая «вместе с божеством» принесенные ему в дар яства, люди приобщаются к «ками», обретают его покровительство. Встреча с «ками» происходила глубокой ночью, что придавало обряду таинственный, мистический характер. После проводов божества использовавшиеся в ходе обряда ритуальные предметы либо сжигали, либо закапывали в землю. И только соломенная веревка напоминала людям о том, что перед ними место, куда «нисходят боги».

Первобытные шаманские и колдовские обряды синто начали приходить к определенному единообразию только в V-VI в., когда императорский двор стал брать под свой контроль деятельность синтоистских храмов. В синтоистском воззрении на мир нет разделения на живое и неживое: для приверженцев синто все живое — и животные, и растения, и вещи; во всяком природном явлении и в самом человеке живет божество «ками». Некоторые считают, что люди и есть «ками», или, вернее, «ками» располагаются в них, или в конечном счете они впоследствии могут стать «ками». Согласно синто, мир «ками» — это не потустороннее обиталище, отличное от мира людей. «Ками» объединены с людьми, поэтому людям не нужно искать спасения где-то в другом мире.

По синто, спасение обеспечивается путем слияния с «ками» в повседневной жизни. Copyright © «ЯПОНИЯ СЕГОДНЯ» 24.12.2006 Комментарии Добавить комментарий