Энциклопедия Японии ->
С — с: глоссарий СЭЙКАН — подводный тоннель, соединяющий острова Хоккайдо и Хонсю. Планы соединения подводным тоннелем двух крупнейших островов Японского архипелага существовали уже давно. Кое-кто из местных экономистов пытался привлечь внимание властей к этой идее еще до второй мировой войны.
К идее прокладки тоннеля под Сангарским проливом японцы вернулись вновь лишь в пятидесятых годах. К этому их подтолкнула трагедия, случившаяся в сентябре 1954 г. в морском проливе, разделяющем острова Хонсю и Хоккайдо. Мощный тайфун раскидал и потопил пять кораблей-паромов, курсировавших между островами.
1150 пассажиров одного из них — «Тоя-мару» — погибли. Шок от этой трагедии был так силен, что буквально через несколько месяцев, в 1955 г., начались изыскательские работы, а еще год спустя на стол премьер-министра лег доклад авторитетной комиссии с утверждением, что строительство грандиозного тоннеля технически возможно. 14 лет потребовалось, чтобы пробить тоннель Сэйкан. 13 марта 1988 г. он был введен в эксплуатацию.
Окончательная длина Сэйкана составила 53,9 км, в том числе подводная часть — 23,3 км. Это вдвое больше, чем длина предыдущего «мирового чемпиона» — Симплтонского железнодорожного тоннеля в Швейцарских Альпах, протянувшегося на 19,7 км. Впрочем, название японского тоннеля покрасовалось в Книге рекордов Гиннесса сравнительно недолго.
Вступивший в строй тоннель под Ламаншем имел длину подводной части 37,5 км — поболее, чем у Сэйкана, хотя общая длина подземной магистрали, соединившей Англию и Францию, на 4,7 км была короче японской. Сэйкан был прорыт в наиболее мелкой части Сангарского пролива. От морского дна его отделяет сто метров.
Рельсы не имеют стыков, они сварены в единую 54-километровую плеть. Тщательно отбалансированное дорожное полотно исключает даже малейшие колебания вагона. Толщина бетонных стенок тоннеля — 70 сантиметров, но вода постоянно просачивается внутрь, ибо обеспечить полную герметичность не удается. Поэтому в тоннеле работают насосные станции, ежеминутно выбрасывающие на поверхность до 16 тонн воды. Вдоль всей длины тоннеля установлены чувствительные датчики, способные уловить самые ничтожные колебания земли.
При землетрясении силой в 4 балла поезда автоматически останавливаются и пережидают подземную бурю. Внутри тоннеля построены две платформы для чрезвычайных остановок. От каждой из этих платформ в толщу земли уходят 300-метровые герметизирующиеся тоннели-убежища с необходимым запасом кислорода, воды, продуктов, медикаментов.
Copyright © «ЯПОНИЯ СЕГОДНЯ» 10.02.2007 Комментарии Добавить комментарий