Занять стариков и обеспечить им достойное существование -

Пенсионная система система общественных пенсий была введена

Энциклопедия Японии ->

П — п: глоссарий ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА . Система общественных пенсий была введена в Японии во время второй мировой войны — в 1942 г. Однако фактически она стала действовать только с 1954 г., когда японская экономика оправилась от военной и послевоенной разрухи. Именно тогда была разработана современная схема выплат пенсий работающим по достижении ими 60-летнего возраста. Пенсии в Японии называются общественными, так как государство субсидирует их только на 1/3 (из 10,7 трлн. иен поступлений в пенсионные фонды в 1994 финансовом году государство внесло 3,9 трлн. иен). С 1954 г. пенсионная система страны изменилась.

Была введена схема выплаты пенсий работающим по достижении ими 60-летнего возраста. Пенсии выплачиваются из специального фонда, создаваемого за счет взносов работающих и работодателей и субсидируемого государством. Этот фонд существует в основном на текущие взносы, и доля накоплений в нем невелика.

В 1961 г., например, отчисления составляли 3,5% месячного заработка. В 1996 г. они достигли 16,5%. Однако работающий фактически уплачивает лишь половину суммы, вторую половину покрывает взнос от работодателя. Средний размер обычной пенсии по старости составлял в 1996 г. 216 тысяч иен.

В 1961 г. устанавливается система национальной пенсии для тех граждан, которые не были охвачены пенсионной схемой 1954 г., т.е. для тех, кто живет не на зарплату (предприниматели, интеллигенция, юристы и т.д.), пенсии стали выплачиваться всем гражданам страны. Национальную пенсию получают при достижении 65 лет. Ее средний размер составил в 1996 г. 65 400 иен. Такая сумма выплачивается ежемесячно в том случае, когда пенсионер вносил страховые взносы в течение 40 лет. В 1996 г. 69 млн. человек ежемесячно платили страховые пенсионные взносы.

В 1973 г. было принято решение, что сумма обычной пенсии по старости должна равняться в среднем 60% общего месячного дохода работника до его ухода на пенсию. Таким образом, после того как в 1961 г. пенсионное обеспечение стало распространяться на всех граждан страны, упор был сделан на размер пенсии. В 1989 г. был установлен порядок, при котором условия пенсионного обеспечения официально пересматриваются каждые пять лет. В 1994 г. парламент утвердил разработанный правительством закон о частичном и постепенном изменении обычного пенсионного обеспечения граждан по старости.

Основные изменения заключались в следующем: — пенсионный возраст постепенно поднимается с 60 до 65 лет; процесс начнется в 2001 г. и закончится в 2013 г. — из расчета увеличения пенсионного возраста на один год раз в три года. С финансовой точки зрения это соответствовало увеличению пенсионного возраста до 62,5 года; — для лиц, желающих уйти на пенсию в возрасте 60-64 лет, пенсия по старости устанавливается в половинном размере от обычной; обычная пенсия в полном объеме начинает выплачиваться им по достижении 65-летнего возраста; — пенсионные страховые взносы не должны превышать в будущем 30% месячного заработка; впредь страховые пенсионные взносы будут начисляться не с общего заработка, а с суммы, оставшейся после уплаты налогов; предусмотрено повышение размеров взносов на 2,5% один раз в пять лет; кроме того, если ранее суммы бонусов (сезонных премий), достигающих в настоящее время четырех месячных окладов, исключались из начисления страховых пенсионных взносов, то теперь с них берется 1%. Частично пересмотр системы общественных пенсий по старости в 1994 г. носил вынужденный характер и являлся результатом компромисса, призванного сбалансировать растущие расходы на социальную поддержку престарелых с финансовыми возможностями общества.

Достаточно сказать, что сохранение состояния статус-кво грозило, по расчетам Министерства здравоохранения и социального обеспечения, увеличением пенсионных страховых взносов граждан до 34,8% месячного заработка к 2025 г. Кроме того, принимались в расчет следующие моменты: ясно выраженное желание пожилых людей продолжать работать и по достижении пенсионного возраста; неизбежность сокращения молодой рабочей силы с начала XXI в.; неготовность 1/5 части всех компаний позволить своим служащим добровольно продолжать работу в компании по достижении 60-летнего возраста; учет того факта, что в большинстве развитых стран пенсионный возраст установлен с 65 лет или старше. Занять стариков и обеспечить им достойное существование -

Copyright © «ЯПОНИЯ СЕГОДНЯ» 25.01.2007 Комментарии Добавить комментарий