Кобаяси такидзи (1903–1933) — идеолог и ключевая фигура в пролетарской литературе японии

КОБАЯСИ Такидзи (1903-1933) — идеолог и ключевая фигура в пролетарской литературе Японии, появление которой связано с началом издания журнала «Танэмаку хито» («Сеятель») в 1921 г. Идейная направленность журнала «Сеятель» была обусловлена влиянием западных писателей марксистской направленности — Генри Барбюса, Анатоля Франса и других. В дальнейшем на смену «Сеятелю» в 1924 г. приходит журнал «Бунгэй сэнсэн» («Литературный фронт»). Литераторы и теоретики пролетарской литературы с резкой критикой обрушиваются на писателей модернизма и неосенсуализма, обвиняя их в отрыве от насущных задач и классовой борьбы, в сосредоточении ими всего внимания исключительно на внутреннем мире человека. Выпускник Высшего коммерческого училища, Кобаяси Такидзи впоследствии работал в банке в г. Отару (Хоккайдо). На идейные взгляды будущего писателя влияние оказали различные философские теории и воззрения, в том числе и известных литераторов западной, японской и русской литературы — Барбюса, Стриндберга, Акутагавы, Горького.

В ранних произведениях писателя (новеллы «Старший брат», «Кэн») присутствуют романтизм и гуманизм как основная черта творческого метода. В дальнейшем Кобаяси начинает принимать активное участие в деятельности рабочих организаций г. Отару, вступив в 1927 г. в местное отделение Федерации деятелей рабоче-крестьянского искусства. С этого времени деятельность Кобаяси Такидзи в качестве функционера Компартии Японии достигла кульминационного периода: он пишет одно из своих лучших произведений в духе социалистического реализма — рассказ «Затравили собаками», повести «Снегозащитная роща», «Краболов» (1928). «Краболов» характеризуется тем, что в повести нет главного героя и каких-либо конкретных действующих лиц. В произведении рассказ идет о том, как на судне-заводе по отлову рыбы и крабов устанавливается полуколониальная система эксплуатации; соответственно, в основе повести лежит социальная проблема.

Судьбы разных персонажей — шахтера, студентов и прочих людей, вынужденных ради заработка подрядиться на судно, автором едва намечены — несколько скупых штрихов, не более. В конце концов все они устраивают забастовку, которая, однако, заканчивается провалом: приходит военный линкор и зачинщиков ссаживают с краболова. Большинство произведений Кобаяси Такидзи представляет интерес и с художественной точки зрения, поскольку при изображении тех или иных персонажей автор умело сочетает элементы романтизма, плакатности и гротеска с чертами реализма. Дальнейшее развитие подобного направления можно найти в повестях «Фабричная ячейка», «Жизнь для партии» (1933) и др., в которых жизненное кредо писателя находит новое воплощение — это жизнь и борьба для партии.

Однако несмотря на явную идеологическую ангажированность данных произведений, они воспринимаются в жанре детективной прозы — герои, скрывающиеся от полиции, вынуждены уходить от преследования, менять квартиры, т.е. жить напряженной жизнью настоящего борца-подпольщика. Роман-эпопея «Люди переходного периода» так и остался незавершенным. В последний раз писатель был арестован в 1933 г., зверски избит и скончался в полицейском участке. Copyright © «ЯПОНИЯ СЕГОДНЯ» 24.12.2006 Комментарии Добавить комментарий