Двадцать одно требование — японский ультиматум предъявленный

ДВАДЦАТЬ ОДНО ТРЕБОВАНИЕ — японский ультиматум, предъявленный президенту Китая Юань Шикаю в январе 1915 г. — после захвата японскими войсками германской базы в Циндао и оккупации китайской провинции Шаньдун. Ультиматум подразделялся на 5 групп. Первая группа относилась к Шаньдуну.

Она предусматривала признание Китаем всех соглашений, которые могли быть заключены между Германией и Японией относительно Шаньдуна, и неотчуждение частей территории провинции. Предусматривались также передача Японии прав на постройку там железных дорог и открытие для Японии главных городов и портов. Вторая группа требований касалась Южной Маньчжурии и восточной части Внутренней Монголии. Япония требовала продления срока аренды Порт-Артура, Дайрена, Южно-Маньчжурской и Аньдун-Мукденской железных дорог на 99 лет, предоставления японцам права приобретения и аренды земель, права проживать, передвигаться и заниматься любым видом деятельности на данной территории, приглашения японцев в качестве советников по политическим, финансовым и военным вопросам, а также предоставления Японии в аренду на 99 лет Гирин-Чаньчуньской железной дороги. Третья группа предлагала превратить в смешанное японо-китайское предприятие Ханьепинский промышленный комбинат, объединявший рудники и железоделательные заводы.

 

Четвертая группа запрещала Китаю отчуждать и сдавать в аренду гавани, бухты и острова вдоль китайского побережья. Наконец, пятая группа предусматривала приглашение японцев в качестве советников по политическим, финансовым и военным вопросам при центральном правительстве Китая, признание права земельной собственности в Китае для японских храмов, больниц и школ, создание японо-китайских военных заводов при научно-технической помощи Японии, предоставление Японии прав на постройку железных дорог на китайской территории, консультации с Японией по вопросам строительства железных дорог, рудников и портов в провинции Фудзянь, предоставление японцам права религиозной пропаганды в Китае. «21 требование» представляло собой, таким образом, программу политического, экономического и военного подчинения Китая Японии. Документ, который был предъявлен Китаю японским правительством, был настолько наглым и безнравственным, что даже его авторы воспринимали его как беспрецедентное нарушение норм международного права. Поэтому они пытались скрыть «21 требование» фактически ото всех — от широких слоев населения Китая, от Великобритании, которой обязаны были сообщить о них, согласно условиям договора о союзе, от других великих держав, наконец, от собственного народа.

Тем не менее через несколько дней сведения о демарше японцев в Китае попали на страницы мировой печати. В конце января 1915 г. одновременно в Вашингтоне и Токио было опубликовано официальное заявление, отрицавшее факт предъявления Китаю каких-либо требований. Когда стало ясно, что это не соответствовало действительности, последовали опровержения МИД Японии по поводу содержания отдельных требований — нарушения принципа территориальной целостности Китая, прав иностранцев, наконец, по поводу предъявления пятой группы требований, которую японцы после ее опубликования пытались представить просто как «пожелания» Китаю. С начала февраля до середины апреля шли японо-китайские переговоры по «21 требованию», на которых китайские представители пытались отстоять независимость страны. Их упорство дало определенные результаты, отдельные пункты были изменены, но в целом документ остался почти прежним.

Япония, продолжавшая жестко проводить свою линию, 7 мая предъявила ультиматум о принятии требований. А до этого, на начальном этапе переговоров, японское правительство в целях демонстрации силы ввело свои войска в Южную Маньчжурию и Шаньдун. Позднее оно объявило мобилизацию. Серьезное влияние на результаты переговоров могла бы оказать позиция стран Антанты. «21 требование» наносило значительный ущерб интересам империалистических соперников Японии в Китае. Однако, будучи заняты военными действиями в Европе, державы во время осады Циндао и последующего захвата Шаньдуна, несмотря на многочисленные протесты Китая, не реагировали на действия японцев и не пошли дальше формальных протестов, полагая, что финансовая слабость Японии не позволит ей осуществить объявленные планы.

Исключением была относительно твердая позиция США. После принятия Китаем японского ультиматума 7 мая американским правительством были отправлены ноты обеим странам с предупреждением о непризнании любых японо-китайских соглашений, нарушающих права США и их граждан, а также провозглашенный в 1899 г. принцип «открытых дверей и равных возможностей» держав в Китае и политическую и территориальную целостность Китайской Республики. Все же Китай не мог оказать действенного сопротивления Японии. «21 требование» (за исключением пятой группы требований, вызвавшей открытое возмущение западных держав) было принято китайским правительством и стало основой широкой программы ограбления этой страны японским империализмом.

Не будучи удовлетворены переговорами с Китаем по «21 требованию», когда не удалось провести пятую группу требований и пойти на уступки еще в нескольких вопросах, японцы стремились найти предлог, чтобы усилить давление на Китай. Таким предлогом стал инцидент в Чжэнцзятуне, где в августе 1916 г. произошло столкновение между японскими и китайскими войсками. Япония предъявила Китаю претензии, в значительной мере восполнявшие «недополученное» в рамках «21 требования». Она потребовала ввода подразделений японской военной полиции в отдельные районы Южной Маньчжурии и восточной части Внутренней Монголии для «защиты» японских подданных, а также обязательного присутствия в китайских войсковых частях и военных школах в этих районах японских военных советников и инструкторов. Проблема Шаньдуна в японо-китайских отношениях стала перерастать в узел сложнейших противоречий между двумя странами.

Только в 1922 г. Международная конференция в Вашингтоне разрешила эту проблему, вернув Китаю его исконную территорию. Copyright © «ЯПОНИЯ СЕГОДНЯ» 23.12.2006 Комментарии Добавить комментарий