Эксперты считают нецелесообразным «очищать» автомобили из японии

Проводить дезактивацию ввезенных из Японии в Приморье автомобилей, у которых выявлено превышение радиационного фона, нецелесообразно, поскольку металлические поверхности плохо поддаются «очистке», сообщил РИА Новости в четверг начальник службы радиационной безопасности компании «Примтехнополис», которая занимается ликвидацией радиоактивных загрязнений в регионе, Виталий Алданов.

Специалисты во вторник и среду в порту Владивостока во время радиационного контроля обнаружили четыре «фонящих» автомобиля — три легковых машины и один автопогрузчик. Все они ввезены из Японии на судах. В частности, установлено превышение уровней плотности потока бета-излучения и бета- загрязнение. Техника, на которой выявлено превышение радиационного фона, стоит в изолированной зоне таможенного контроля на специально отведенной площадке, на которой установлены знаки радиационной опасности.

Решение о дальнейшей судьбе машин будут принимать МЧС России и Роспотребнадзор.

Необходимо знать, чем обусловлено радиационное загрязнение автомобилей — йодом-131 или другими веществами, полагает эксперт. Бета-излучение сопровождает распад многих радионуклеидов.

«У йода-131 период полураспада — восемь суток, у цезия — 30 лет. Установить, каким изотопом загрязнены машины, можно с помощью спектрометра», — сказал он, добавив, что в Приморье эта техника есть у Роспотребнадзора и таможни.

Дезактивация — процесс достаточно дорогой, кроме того, встает проблема — куда девать радиоактивные отходы, сказал собеседник агентства. Согласно действующим в РФ нормам радиационной безопасности, поверхностное загрязнение радиоактивными веществами в быту не допускается, добавил он.

Теоретически, если источник загрязнения йод-131, то можно поставить эти машины в отстой или отправить автомобили обратно, сказал Алданов.

Дальневосточное таможенное управление 1 апреля сообщило, что предметы с прибывшего в порт Ванино (Хабаровский край) теплохода «Сергей Данилов», радиационный фон которых был превышен, вывезены за пределы России. Тогда на теплоходе, прибывшем из японского порта Кавасаки, было выявлено два объекта с превышением безопасного уровня радиационного фона по гамма-излучению — металлический бак и воздушный фильтр турбины двигателя.

Специалисты под контролем уполномоченных служб провели дезактивацию источника излучения — опасные объекты поместили в сваренный из толстой листовой стали двустенный металлический ящик, а затем вывезли с территории РФ.

После землетрясения в Японии 11 марта на местных АЭС «Фукусима-1» и «Фукуксима-2» произошла серия аварий, вызванных выходом из строя системы охлаждения. На станциях было зафиксировано несколько утечек радиации.

Превышения радиационного фона в Приморском крае не зафиксировано.