Эксперт системы мониторинга ситуации на украинских аэс устарели

Системы мониторингового наблюдения на некоторых украинских АЭС устарели и не отвечают современным требованиям безопасности, считает заместитель директора Института геохимии окружающей среды НАНУ и МЧС Украины, член-корреспондент НАНУ Георгий Лисиченко.

«У нас для многих АЭС предусматривается продление срока эксплуатации, но при этом абсолютно игнорируются вопросы совершенствования системы мониторинговых наблюдений. А сеть, созданная на этих станциях 30-35 лет назад, фактически уже вышла из строя. Я не говорю о системах АСКРО (автоматизированная система контроля радиационной обстановки — ред.), я говорю об экологических параметрах, которые также необходимо получать.

Она (сеть) не соответствует современным требованиям практически ни по каким показателям», — сказал Лисиченко в понедельник, выступая на международной конференции «Уроки Чернобыля: аспекты безопасности и экологии».

«Кроме этого, в Украине отсутствуют региональные центры и единый центр анализа таких мониторинговых показателей. Таких, как система АСКРО, система экологического мониторинга, что не позволяет анализировать всю эту информацию в оперативном режиме, не позволяет оценивать комплексно риски для проживания населения на этой территории», — подчеркнул он, добавив, что это, в свою очередь, не позволяет правильно оптимизировать систему социально-экономического мониторинга и разрабатывать природозащитные мероприятия, улучшающие экологическую ситуацию в зоне влияния АЭС.

Безопасность атомной энергетики оказалась в центре внимания мирового сообщества после землетрясения 11 марта в Японии и последовавшими за ним авариями на японских АЭС. Так, на АЭС «Фукусима-1» была зафиксирована серия аварий, вызванных выходом из строя системы охлаждения. В результате инцидентов на станции было выявлено несколько утечек радиации, что заставило власти эвакуировать людей из 20-километровой зоны вокруг АЭС.

Позднее стала появляться информация об обнаружении в ряде районов Японии радиоактивных элементов, в частности изотопов йода и цезия, в воздухе, морской и питьевой воде, а также в продуктах.

До 12 апреля, когда японское агентство по ядерной и промышленной безопасности объявило о присвоении седьмого уровня опасности аварии на «Фукусиме-1», на аварийной АЭС был установлен пятый уровень опасности. Максимальный уровень ядерной опасности устанавливался лишь однажды — во время аварии на Чернобыльской АЭС. По оценкам INES, максимальный, седьмой, уровень характеризуется выходом в окружающую среду радиоактивных материалов, превышающим десятки тысяч терабеккерелей (Тбк) йода-131 в час.