Манекен с надетыми летными очками с злектропо-догревом, зимним летным шлемом Тип 2(без подогрева), обогреваемыми курткой и брюками для морской авиации, обогреваемыми перчатками (удерживаются кабелями) и такими же вкладышами в летные сапоги. Летные сапоги стандартного образца, ранней модели, не обогреваемые. Такой летный костюм надевали под стандартный зимний. Показан также чемодан для комплекта снаряжения с электроподогревом. (Роберт Pu-хальдерфер)

Япония в великой войне / обмундирование / летные костюмы японской авииции

Япония в Великой Войне ->

Обмундирование Манекен с надетыми летными очками с злектропо-догревом, зимним летным шлемом Тип 2(без подогрева), обогреваемыми курткой и брюками для морской авиации, обогреваемыми перчатками (удерживаются кабелями) и такими же вкладышами в летные сапоги. Летные сапоги стандартного образца, ранней модели, не обогреваемые. Такой летный костюм надевали под стандартный зимний. Показан также чемодан для комплекта снаряжения с электроподогревом. (Роберт Pu-хальдерфер)Ранние образцы летных костюмов японской морской авиации, использовавшиеся с 1937 по 1941 г., шились из плотной шерстяной ткани типа габардина.

Их цвет варьирован от шоколадно-коричневого до темно-коричневого с зеленоватым отливом. Летные костюмы выпускались как в виде цельных комбинезонов, так и в виде верхней одежды, состоявшей из куртки и брюк. Имелись костюмы малого, среднего и большого размеров. Летчики морской авиации обычно надевали летные костюмы поверх форменной одежды.

В особо жаркую погоду пилоты надевали либо только летный костюм, либо форменные хлопчатобумажные рубашки и шорты белого или бежевого цвета без летных костюмов. Как один, так и другой вариант летного костюма застегивался спереди до пояса на один ряд из пяти или шести пуговиц. На запястьях и лодыжках также имелись застежки с одной или двумя пуговицами. На костюмах первых лет выпуска все пуговицы были круглыми пластиковыми, диаметром около 2,5 см.

Изнутри слева в верхней части комбинезона или куртки пришивался полукруглый карман размером примерно в кисть человека с разведенными пальцами. Расстегнув одну или две верхних пуговицы, в карман можно было легко просунуть правую руку. Карман был удобен для хранения карманных часов или личного оружия, но если летчик надевал надувной жилет и/или обвязку парашюта, добраться до содержимого кармана было непросто. На наружной поверхности летного костюма как раз над этим полукруглым внутренним карманом нашивался прямоугольный кусок тускло-оливковой хлопчатобумажной ткани размером 5×5 см, на котором владелец мог написать свое имя или номер части. Воротники костюмов обоих типов снабжались застежкой-хлястиком, удерживавшим воротник вертикально и превращавший его в подобие «черепашьей шеи»: это помогало сохранить тепло при необходимости.

Летние летные костюмы, состоявшие из двух частей, снабжались тонкой подкладкой из черной ткани, доходившей примерно до пояса. На брюках этих летных костюмов на уровне колен нашивались отлетные карманы (по одному с каждой стороны), пригодные для хранения сложенных карт, перчаток или личных вещей. Брюки поддерживались продетым в шлевки на поясе ремнем из плотной шерстяной ткани типа габардина, с выкрашенной в черный цвет стальной рамочной пряжкой прямоугольной формы.

Куртка летного костюма обычно заправлялась в брюки. Как правило, верхнюю пуговицу куртки не застегивали, чтобы виден был шелковый или шерстяной летный шарф. Слева на внутренней поверхности летной куртки и брюк имелись белые прямоугольные нашивки 5×5 см. На них иероглифами обозначали дату и место приемки обмундирования — в большинстве случаев это были базы Йокосука, Сасебо или Куре. Дополнительные колонки на нашивке давали возможность вписать имя или воинский номер владельца.

У большинства летных костюмов не было нашивок, обозначавших фирму-изготовителя. За несколько лет исследований автор этой книги смог осмотреть более 50 образцов летных костюмов японской морской авиации периода Второй мировой войны, и только на одном летнем летном костюме (куртка и брюки), выпущенном в 1941 г., он обнаружил фирменную нашивку. Это оказалась синяя нашивка с изображением красного орла — эмблемой Asahi AerialClothing ManufacturingCo., выпускавшей также летные шлемы и перчатки для японской морской авиации.

Цельные летние костюмы-комбинезоны снабжались хлопчатобумажной подкладкой черного цвета, простеганной в виде ромбов. Слева изнутри в средней части комбинезона имелась все та же квадратная нашивка из белой ткани с обозначением склада флотского снаряжения и обмундирования. Накладные карманы в нижней части штанин и матерчатый поясной ремень были такими же, как и у летных костюмов, состоявших из куртки и брюк. Зимние летные костюмы морской авиации выпускались только в виде цельных комбинезонов и под стеганой прокладкой имели толстый защитный слой материи.

По покрою зимние комбинезоны были такими же, как и летние, и отличались только воротником из кроличьего меха. Застежка зимних комбинезонов делалась двойной: клапан на пяти или шести пуговицах перекрывал расположенную по центру медную застежку-молнию. Зимние летные комбинезоны японской армейской авиации шились из коричневой ткани более светлых оттенков и снабжались подкладкой из кроличьего или другого меха, доходившей до пояса. На армейских комбинезонах не было внутренних или наружных квадратных нашивок, но прямо на ткани летного костюма ставился черный штамп с иероглифическим обозначением армейского склада и дополнительными колонками для вписывания имени владельца комбинезона или номера авиаполка. Следует отметить, что ни армейские, ни флотские летные костюмы не были огнеупорными.

Существует расхожее мнение относительно того, что летные костюмы ранних образцов были устойчивы к воздействию пламени, но никакого документального подтверждения этому не существует, как неизвестно и о наличии внутренних нашивок с обозначением огнеупорности ткани. Кроме того, по воспоминаниям пилотов морской авиации, при вынужденной посадке на воду зимние комбинезоны быстро промокали, набирая так много воды, что плыть в них было совершенно невозможно. С 1942 по 1945 г. службы снабжения флота по возможности старались поставлять летные костюмы из шерстяного габардина. Однако недостаток сырья становился все более ощутимым.

Складки на карманах брюк исчезли. Вместо Ранние образцы летных костюмов японской морской авиации, использовавшиеся с 1937 по 1941 г., шились из плотной шерстяной ткани типа габардина. Их цвет варьирован от шоколадно-коричневого до темно-коричневого с зеленоватым отливом.

Летные костюмы выпускались как в виде цельных комбинезонов, так и в виде верхней одежды, состоявшей из куртки и брюк. Имелись костюмы малого, среднего и большого размеров. Летчики морской авиации обычно надевали летные костюмы поверх форменной одежды. В особо жаркую погоду пилоты надевали либо только летный костюм, либо форменные хлопчатобумажные рубашки и шорты белого или бежевого цвета без летных костюмов.

Как один, так и другой вариант летного костюма застегивался спереди до пояса на один ряд из пяти или шести пуговиц. На запястьях и лодыжках также имелись застежки с одной или двумя пуговицами. На костюмах первых лет выпуска все пуговицы были круглыми пластиковыми, диаметром около 2,5 см. Изнутри слева в верхней части комбинезона или куртки пришивался полукруглый карман размером примерно в кисть человека с разведенными пальцами. Расстегнув одну или две верхних пуговицы, в карман можно было легко просунуть правую руку.

Карман был удобен для хранения карманных часов или личного оружия, но если летчик надевал надувной жилет и/или обвязку парашюта, добраться до содержимого кармана было непросто. На наружной поверхности летного костюма как раз над этим полукруглым внутренним карманом нашивался прямоугольный кусок тускло-оливковой хлопчатобумажной ткани размером 5×5 см, на котором владелец мог написать свое имя или номер части. Воротники костюмов обоих типов снабжались застежкой-хлястиком, удерживавшим воротник вертикально и превращавший его в подобие «черепашьей шеи»: это помогало сохранить тепло при необходимости.

Летние летные костюмы, состоявшие из двух частей, снабжались тонкой подкладкой из черной ткани, доходившей примерно до пояса. На брюках этих летных костюмов на уровне колен нашивались отлетные карманы (по одному с каждой стороны), пригодные для хранения сложенных карт, перчаток или личных вещей. Брюки поддерживались продетым в шлевки на поясе ремнем из плотной шерстяной ткани типа габардина, с выкрашенной в черный цвет стальной рамочной пряжкой прямоугольной формы. Куртка летного костюма обычно заправлялась в брюки. Как правило, верхнюю пуговицу куртки не застегивали, чтобы виден был шелковый или шерстяной летный шарф.

Слева на внутренней поверхности летной куртки и брюк имелись белые прямоугольные нашивки 5×5 см. На них иероглифами обозначали дату и место приемки обмундирования — в большинстве случаев это были базы Йокосука, Сасебо или Куре. Дополнительные колонки на нашивке давали возможность вписать имя или воинский номер владельца.

У большинства летных костюмов не было нашивок, обозначавших фирму-изготовителя. За несколько лет исследований автор этой книги смог осмотреть более 50 образцов летных костюмов японской морской авиации периода Второй мировой войны, и только на одном летнем летном костюме (куртка и брюки), выпущенном в 1941 г., он обнаружил фирменную нашивку. Это оказалась синяя нашивка с изображением красного орла — эмблемой Asahi AerialClothing ManufacturingCo., выпускавшей также летные шлемы и перчатки для японской морской авиации. Цельные летние костюмы-комбинезоны снабжались хлопчатобумажной подкладкой черного цвета, простеганной в виде ромбов.

Слева изнутри в средней части комбинезона имелась все та же квадратная нашивка из белой ткани с обозначением склада флотского снаряжения и обмундирования. Накладные карманы в нижней части штанин и матерчатый поясной ремень были такими же, как и у летных костюмов, состоявших из куртки и брюк. Зимние летные костюмы морской авиации выпускались только в виде цельных комбинезонов и под стеганой прокладкой имели толстый защитный слой материи. По покрою зимние комбинезоны были такими же, как и летние, и отличались только воротником из кроличьего меха. Застежка зимних комбинезонов делалась двойной: клапан на пяти или шести пуговицах перекрывал расположенную по центру медную застежку-молнию.

Зимние летные комбинезоны японской армейской авиации шились из коричневой ткани более светлых оттенков и снабжались подкладкой из кроличьего или другого меха, доходившей до пояса. На армейских комбинезонах не было внутренних или наружных квадратных нашивок, но прямо на ткани летного костюма ставился черный штамп с иероглифическим обозначением армейского склада и дополнительными колонками для вписывания имени владельца комбинезона или номера авиаполка. Следует отметить, что ни армейские, ни флотские летные костюмы не были огнеупорными. Существует расхожее мнение относительно того, что летные костюмы ранних образцов были устойчивы к воздействию пламени, но никакого документального подтверждения этому не существует, как неизвестно и о наличии внутренних нашивок с обозначением огнеупорности ткани.

Кроме того, по воспоминаниям пилотов морской авиации, при вынужденной посадке на воду зимние комбинезоны быстро промокали, набирая так много воды, что плыть в них было совершенно невозможно. С 1942 по 1945 г. службы снабжения флота по возможности старались поставлять летные костюмы из шерстяного габардина. Однако недостаток сырья становился все более ощутимым. Складки на карманах брюк исчезли.

Вместо пластиковых пуговиц на летных костюмах стали появляться деревянные. На зимних комбинезонах наружная передняя застежка получила деревянные пуговицы, а на запястьях и лодыжках вместо пуговиц стали устанавливать застежки-молнии из алюминия. Качество этих застежек было настолько низким, что они выходили из строя уже через несколько дней. Производители летних летных костюмов перестали снабжать их подкладкой. В 1943 г. летние костюмы еще сохраняли Матерчатые пояса с пряжками (правда, пряжки стали делать не только металлическими, нои пластмассовыми), но к концу 1944 г. ремни пришлось заменить матерчатыми кушаками, дважды оборачивавшимися вокруг талии.

Вместо пуговиц на лодыжках стали пришивать шнурки-завязки. Внутренние и наружные нашивки и внутренний полукруглый карман остались без изменений. Интересно, что водители человеко-торпед Кайтен при выполнении своих самоубийственных миссий надевали летние комбинезоны морской авиации. пуговиц на летных костюмах стали появляться деревянные. На зимних комбинезонах наружная передняя застежка получила деревянные пуговицы, а на запястьях и лодыжках вместо пуговиц стали устанавливать застежки-молнии из алюминия. Качество этих застежек было настолько низким, что они выходили из строя уже через несколько дней.

Производители летних летных костюмов перестали снабжать их подкладкой. В 1943 г. летние костюмы еще сохраняли Матерчатые пояса с пряжками (правда, пряжки стали делать не только металлическими, нои пластмассовыми), но к концу 1944 г. ремни пришлось заменить матерчатыми кушаками, дважды оборачивавшимися вокруг талии. Вместо пуговиц на лодыжках стали пришивать шнурки-завязки. Внутренние и наружные нашивки и внутренний полукруглый карман остались без изменений. Интересно, что водители человеко-торпед Кайтен при выполнении своих самоубийственных миссий надевали летние комбинезоны морской авиации. : для сайта Япония Использовался материалы из книги: Униформа и снаряжение японской морской авиации.

1937-1945 гг. Фотографии: Б. Юнгхазбенд 17.02.2007 Комментарии Добавить комментарий