Говорить о саркофагах для аэс «фукусима» пока рано считает эксперт

Саркофаги на АЭС «Фукусима-1» над пострадавшими в аварии энергоблоками стоит в будущем возвести для минимизации воздействия природных катаклизмов на разрушенную инфраструктуру атомной станции, но до получения полного контроля над ситуацией на АЭС говорить о проектах укрытий рано, считает эксперт в атомной энергетике, главный редактор Atominfo Александр Уваров.

«Саркофаги в будущем могут, как минимум, укрепить разрушенные взрывами здания энергоблоков АЭС «Фукусима-1″ для того, чтобы максимально исключить возможное разрушительное воздействие природной стихии на инфраструктуру остановленных реакторов»,- сообщил РИА Новости эксперт.

В тоже время он отметил, что, во-первых, рано еще говорить о саркофагах, пока на станции фактически идет спасательная операция.

«Топливо и в реакторах и в хранилищах будет остывать долгое время, а значит, что будет выделяться водород, возможны небольшие взрывы и возгорания. Поскольку до сих пор из Японии по АЭС информация поступает очень неполная, картину того, что там происходит в настоящий момент, мы так и не знаем. И пока не поймем, что случилось и не спрогнозируем, что может случиться (при возведении саркофагов — ред.), ни о каких объектах, укрывающих энергоблоки, говорить нет смысла»,- сказал эксперт.

Во-вторых, по его словам, построенные поспешно саркофаги не смогут в полной мере решить главную задачу — предотвращение выхода радиоактивных веществ за пределы реактора и топливных хранилищ.

«Для этого необходимо наладить систему охлаждения топлива, это задача номер один сегодня»,- сказал он.

Уваров отметил, что саркофаги по типу чернобыльских на японской АЭС могут в итоге и не понадобиться.

«Топливо находится в реакторах, а они не разрушены, реакторы, в свою очередь, обладают защитными оболочками, которые тоже не разрушены. Это в принципе уже и есть саркофаги», — сказал Уваров.

Говоря о необходимости утилизации воды, которую сейчас заливают в энергоблоки и хранилища топлива, эксперт отметил, что сейчас значительная ее часть выходит в виде пара.

«Когда температура (в реакторах и в хранилищах-ред.) спадет, то возникнет в перспективе проблема утилизации этой воды. Технологии этого есть, в том числе и в России, не вижу особой проблемы»,- добавил он.

После произошедшего 11 марта мощного землетрясения из-за отказа системы охлаждения на АЭС «Фукусима-1» произошли взрывы на первом, втором и третьем энергоблоках, позднее отмечались взрыв и несколько возгораний на четвертом энергоблоке. В результате инцидентов на АЭС произошло несколько утечек радиации, что заставило власти эвакуировать людей из 20-километрой зоны вокруг станции, а также ввести запрет на полеты в радиусе 30 километров.

Власти Японии признают, что ситуация на АЭС в Фукусиме остается крайне сложной, а еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер назвал ЧП на японской АЭС «апокалипсисом».

Агентство по ядерной и промышленной безопасности Японии (NISA) присвоило аварии на «Фукусиме-1» пятый уровень из семи возможных по международной шкале ядерных событий (INES). Пятый уровень подразумевает аварию с риском за пределами площадки, когда происходит сильное повреждение активной зоны реактора или радиационных барьеров. Высший, седьмой уровень опасности, ранее присваивался лишь чернобыльской катастрофе.