Ранний образец летнего летного шлема Тип 30 с козырьком с кнопкой и D-образными клапанами для приемников аппарата Госпорта

Япония в великой войне / обмундирование / летные шлемы

Япония в Великой Войне ->

Обмундирование Ранний образец летнего летного шлема Тип 30 с козырьком с кнопкой и D-образными клапанами для приемников аппарата ГоспортаПервый образец летного шлема японской морской авиации был разработан в 1937 г. с учетом опыта Первой мировой войны и послевоенных лет, в том числе практики пилотов Японии, — авиация в стране начала развиваться в 1920-х гг. Хотя после Первой мировой войны Военно-воздушные силы японской армии имели тесные связи с ВВС Франции, морская авиация Японии при разработке ранних образцов своих летных шлемов ориентировалась на британские и американские образцы. Во время и после Первой мировой войны Япония была союзником этих держав, и это дало японской военной промышленности хорошую возможность опираться на последние разработки союзников в области конструирования летных шлемов. Летные шлемы морской авиации Японии подробно описаны в книге Mick J. Prodger «Vintage Flying Helmets-Aviation Headgear Before the Jet Age» (Schiffer Ltd., Pennsylvania, 1995).

В своей книге Проджер подробно описывает детали конструкции и варианты ранних образцов летных шлемов японской морской авиации. В этой главе мы не стараемся дополнить его данные. Наша задача — дать читателю краткий справочник для идентификации трех типов шлемов, которые применялись морской авиацией Японии с 1937 по 1945 г. Это модели Тип 30, Тип 2 (1942- 45) и Тип 3 (с жесткими наушниками).

Шлем Тип 30 Вид сзади на ранний образец летнего летного шлема Тип 30 с фиксатором для лямки летных очков и тульей, сшитой из треугольных деталей. На внутренней поверхности некоторых поздних образцов шлема Тип 30 имелась зеленая нашивка, на которой можно было написать имя владельца.Ранняя модель летного шлема Тип 30 была достаточно хорошо проработана конструкторски и шилась из коровьей кожи высокого качества. Колпак шлема выкраивался из шести треугольных деталей, сходившихся в верхней точке, наушники имели D-образные клапаны для переговорного устройства Госпорта1 (свободный край клапана пристегивался кнопкой позади уха). Кнопка была массивной, диаметром 13 см. Подбородный ремешок имел оправленные в металл отверстия и застегивался на покрытую кожей пряжку с хромированным зубцом.

Спереди шлем снабжался 2,5-см козырьком, который можно было носить опушенным или поднять кверху, зафиксировав обтянутой кожей кнопкой. Опушенный козырек прикрывал лоб пилота над летными очками. Сзади на колпаке шлема имелись два кожаных ремешка-хлястика с пришивными пуговицами для фиксации ремней летных очков. С боков и сзади основания колпака проходили еще два узких кожаных ремешка с пуговицей и ушками — они предназначались для точной подгонки головного убора по размеру. Летчики обычно пользовались этими ремешками, чтобы в жаркую погоду зафиксировать поднятые наушники шлема.

Подкладка летних шлемов делалась из зеленой саржи или вельвета. Зимние шлемы имели такой же покрой, но изнутри выкладывались кроличьим мехом. И у летних, и у зимних шлемов к подкладке крепилась нашивка из белого полотна размером 3×3 см с печатными иероглифами, обозначавшими дату поступления и место хранения предмета экипировки на склады японской морской авиации — чаше всего это были Йокосука, Сасебо или Куре. Свободные колонки нашивки предназначались для того, чтобы владелец шлема мог вписать собственные данные. До того как в стране стал ощущаться вызванный войной недостаток снаряжения и обмундирования, японский флот требовал от гражданских фирм, выпускавших летные шлемы, строгого соблюдения всех спецификаций.

До войны фирмы Iida & Takashimaya Company и Nagata & Со. выпускали также мужскую и женскую одежду высокого качества, и поэтому на ранних шлемах их продукции можно встретить фирменные нашивки с соответствующей надписью на английском языке. С 1937 г. и до конца выпуска (1941 г. ) в задней части изнанки колпака некоторых шлемов Тип 30 нашивался прямоугольный кусок зеленой ткани размером примерно 2,5 х 5 см для того, чтобы хозяин головного убора мог вписать свое имя или номер части. Шлем Тип 2 (1942-1945 гг.) Зимний вариант летного шлема Тип 2 с овальными клапанами-карманами и прямыми швами через тулью. Летние шлемы выглядели так же, но не имели меховой подкладки К концу 1941 г. летный шлем морской авиации Тип 30 был видоизменен с целью экономии материалов и снижения трудозатрат при изготовлении.

Шлем Тип 2 шился из пяти деталей, проходивших от лобной до затылочной части, но по-прежнему сохранил козырек. Вместо клапанов на кнопках к наушникам стали пришивать овальные кармашки; через их открытые вниз разрезы можно было вложить наушник переговорного устройства или кабель радиоприемника. Задний ремешок-хлястик для фиксации летных очков упростили (он стал одинарным), а от боковых ремешков для подгонки шлема по размеру вообще отказались. На задней поверхности летного шлема осталась зеленая матерчатая нашивка размером 2, 5X5 см для идентификации владельца и внутренняя нашивка из белой ткани 3×3 см с обозначением склада флотского снаряжения.

Постепенно ВМФ расширили количество гражданских поставщиков оборудования, включив в их число такие фирмы, как Asahi Aerial Clothing Manufacturing Co., Yaguchi Industry Co. Ltd., Goni Leather и Hides Co., а также некоторые другие. Фирмы-производители продолжали нашивать на внутренней поверхности шлемов фирменные знаки, но теперь они имели надписи только по-японски.

Летный шлем Тип 2 до конца войны оставался простым в изготовлении. К 1944 г., из-за недостатка коровьей кожи, гражданские фирмы-производители стали выпускать шлемы из выделанной кожи акулы и угря. Рыбья кожа была значительно тоньше коровьей шкуры, не такой прочной, а после намокания становилась жесткой. К этому времени и внутреннюю поверхность шлемов стали выстилать козьим и овчинным мехом или конской шкурой.

Бывший пилот японской морской авиации Сакаи Сабуро сообщил, что летчики морской авиации обычно надевали зимние летные шлемы с летними летными костюмами. По его словам, это должно было демонстрировать особую мужскую мощь морских летчиков. В 1945 г. для внутренней отделки летных шлемов начали применять синтетические материалы, а все пуговицы на внешней стороне головных уборов стали деревянными.

Шлем Тип 3 (с жесткими наушниками)

Правая колонка, сверху вниз: Йкосакс-кий склад снаряжения Военно-морского флота с датой 19 эпохи Сёва (1944г. ). размер 2 (средний) ; KawaiMfg Co.; Goni Leather and Hides Co» height=»192″ />В конце 1942 г. японский ВМФ получил серьезную техническую поддержку от своих германских союзников. В 1943 г. компания Тоуо Telecommunication Equipment Company Ltd (ТТК) выпустила и зарегистрировала прототип летного шлема, разработанного специально для японской морской авиации на основе немецкой модели Lkp W100 фирмы Сименс. С начала Второй мировой войны ТТК выпускала приборы связи для японского подводного флота. Японское и германское командования подводными силами совместно использовали разрабатываемые средства радиоразведки. Для своих шлемов ТТК использовала коровью кожу очень высокого качества, подкладка делалась только из кроличьего меха.

У этих шлемов передний козырек исчез, а на задней поверхности головного убора появилась вертикальная шнуровка для подгонки по размеру. Шлем снабжался двумя металлическими наушниками, покрытыми кожей. Внутренняя поверхность наушников телефонов покрывалась для амортизации губчатой резиной, электронная начинка обеспечивала отличную передачу звука. Под жесткими наушниками пришивались две металлических D-образных никелированных застежки (по образцу германских шлемов) — предполагалось использовать их для пристегивания кислородного прибора, но он так и не был разработан.

На задней поверхности шлема имелось два ремешка-хлястика для фиксации летных очков. Внутри шлемов ТТК нашивала оранжевые фирменные значки, но ни внутренних нашивок для обозначения флотских складов, ни наружных зеленых нашивок для личного обозначения владельца шлема не предусматривалось. Подбородный ремень шлема выполнял две функции.

Во-первых, он фиксировал головной убор, а во-вторых, прижимал поддерживаемый кожаными завязками бакелитовый ларингофон. С правой стороны шлема крепился 30-см кабель в резиновой изоляции, с металлическим штепселем для подключения к бортовом)' радиоприемнику. : для сайта Япония Использовался материалы из книги: Униформа и снаряжение японской морской авиации. 1937-1945 гг. Фотографии: Б. Юнгхазбенд 17.02.2007 Комментарии Добавить комментарий