Йога

Ниндзя искусство тени ->

Тень Ниндзя Санскритское слово «йога» толкуется и употребляется в различных значениях: оковы, гнет, метод освобождения от оков и гнета, единение, соединение, сочетание, стягивание, метод достижения единения, соединения. Учение йоги возникло в Индии приблизительно во II веке до нашей эры; основателем его считается один из мыслителей древнего мира — Па-тарджали. Он первым выдвинул и обосновал идею о том, что человек по сути является «вселенной в малом виде», т.е. идею повторения макрокосма в микрокосме. В Индии значение слова «йога» с течением веков претерпело сильное изменение: от обозначения физических недомоганий, болезней, духовных потрясений и других «врагов здоровья и счастья» до названий учений, которые должны были одержать победу над этими «врагами». В различных йоговских школах словом «йога» стали обозначать явления или действия разнообразного содержания.

Одни рассматривали йогу как метод избавления от страданий; другие — как соединение индивидуальной души человека с абсолютом, что, по их понятиям, и будет обозначать конец страданий; третьи под йогой понимали разъединение идеального и материального, причем, как сам процесс, так и непосредственно финал его, что одновременно означало и освобождение (в частности, освобождение души от ярма материального мира, в том числе и от своего тела). Из всех многочисленных йог наиболее широкое распространение получили четыре: карма-йога, раджа-йога, джнанз-йога и бхакти-йога. Карма-йога — метод «освобождения путем труда, дела, действия».

Поскольку теперешняя жизнь человека определяет его следующую жизнь, то карма обязывает его быть активным, трудиться на благо общества и на свое собственное благо. Карма, по мнению йогов, охватывает все явления материального и духовного мира, т.е. все, что мы видим, чувствуем, делаем, всякое событие, происходящее во вселенной; будучи, с одной стороны, результатом прошлых дел, она становится, с другой, причиной будущего положения вещей. Общая идея, пронизывающая все учение кармы, сводится к следующему: вся природа, в том числе и мы сами, — только часть единого Абсолюта. Мы несовершенны, но мы — производное совершенного, а потому стремимся к совершенству.

Путь к нему лежит через борьбу, которая и составляет смысл земного бытия. Бхакти-йога — метод освобождения путем любви и преданности богу Ишваре. Ишвара — это проявление Абсолюта на конкретном уровне.

Бхакти-йога делится на две ступени: подготовительную и высшую. Подготовительная форма бхакти распространена среди тех людей, которые не поднимаются выше чувственных наслаждений. Эти люди, прежде, чем научиться чувствовать потребности высшего порядка, должны долго ждать и пройти через множество перевоплощений. Высшая же форма бхакти для тех, для кого любовь к богу составляет высшее и единственное благо человеческого существования. Для перехода от одной ступени к другой необходимо строго соблюдать правила «нравственной гигиены»: быть правдивым, искренним; делать добро другим, не ожидая для себя никакой пользы; не причинять никому вреда ни мыслью, ни словом, ни делом; не желать чужого добра, не иметь тщетных мыслей и прощать обиды.

Джнана-йога — метод освобождения путем познания, ибо как только незнание повержено, человеческая душа становится свободной. Поскольку основой системы Патанджали было положение о повторении макрокосма (природы) в микрокосме (человеке), отсюда следует вывод: познай себя и ты познаешь первооснову всего сущего. Раджа-йога — метод освобождения путем ряда этических, физических и психических упражнений. Человек состоит из тела и души.

Все, что составляет тело, принадлежит к сфере неистинного бытия, душа же — бытие истинное. Для освобождения души от тела человек должен пройти следующие восемь ступеней: 1. Дисциплина нравственности: а) иама — воздержание; б) нияма — культура. 2. Дисциплина тела: а) асана — положение, поза; б) пранаяма — контроль за дыханием; в) пратьяхара — удаление чувств. 3. Дисциплина ума: а) дхарана — внимание; б) дхьяна — созерцание объекта; в) самадхи — сосредоточение или поглощение ума объектом созерцания.

На первых двух ступенях человек должен пройти этическую подготовку. Иама — воздержание от зла по отношению ко всем живущим творениям, ненанесение какого бы то ни было вреда любому виду жизни; воздержание от лжи, правдивость в мыслях и в речах; честность, нестяжательство, непринятие даров. Нияма — воспитание в себе положительных навыков, как то: быть опрятным, культивировать чувства дружбы, симпатии, бодрости, переносить жару и холод, довольствоваться тем, что приходит само собой, без излишних усилий, регулярно читать религиозные книги, размышлять о Боге.

На следующих трех ступенях человек вырабатывает у себя «дисциплину тела», выполняет серию физических упражнений, направленных на тренировку и закалку своего организма в определенных ритуальных позах, так как три высшие ступени требуют большой физической выносливости. Воспитанию дисциплины тела посвящена хатха-йога. Три высшие ступени касаются психических упражнений. Цель их — достижение состояния экстаза, при котором нарушается связь с внешним миром.

Вся система лечения и физического воспитания хатха-йоги покоится на трех основаниях: 1. Учение о пране. Прана — это первосила, в которой обобщены все силы природы. Это значит, что человек, овладевший праной, способен управлять любой частью своего тела.

А раз так, то все болезни и страдания тела будут подчинены его владельцу, а кроме того, он сможет управлять и телом другого человека. 2. Учение о клетке. Хатха-йога учит, что физическое тело человека состоит из многочисленных клеток, каждая из которых обладает отдельным, независимым от организма в целом, существованием. Эти маленькие жизни являются частью большого разума, стоящего на определенной ступени развития, что и позволяет клеткам выполнять свои функции. Согласно учению хатха-йоги, каждая клетка тела состоит из трех начал: 1) материи, которую она получает из пищи; 2) праны, или жизненной силы, которая сообщает клеткам способность работать; 3) разума, или «умственной Стихии», составляющей часть Мирового разума.

Особенно большое значение это учение придает разумности каждой клетки в организме. 3. Учение о дыхании — пранаяма — является краеугольным камнем хатха-йоги. С помощью правильного дыхания можно дать здоровье не только отдельному человеку, но и всему человечеству. 01.12.2006 Добавить комментарий