Исороку Ямамото

Япония в великой войне / японские военачальники краткие биографии

Япония в Великой Войне ->

Японские военачальники — краткие биографии и послужные списки. Благодаря комментариям в предыдущем моем посте, посвященному великому адмиралу объединенного Императорского Флота Исороку Ямамото, я счел необходимым приписать некоторое дополнение. Исороку Ямамото

Действительно, факт гибели адмирала уже довольно сильно оброс мифами и легендами, в разных источниках указывается различное число самолетов, участвовавших в бою, разные подробности гибели. Также, до сих пор, во многих довольно серьезных источниках весьма размыто рассказано о том, кто же и как сбил бомбардировщик, на котором летел адмирал Ямамото… В общем, после долгих раздумий, я решил пролить свет на эти неясности:) После битвы при атолле Мидуэй, мораль и боевой дух японских солдат на Тихом океане начали падать.

Чтобы поддержать своих солдат, адмирал Ямамото в апреле 1943 года предпринял ряд инспекционных поездок по линии фронта. Американские дешифровщики, взломавшие к тому времени японский военный шифр, смогли составить по перехваченным сообщениям расписание полетов японского адмирала. Информация об этом немедленно была доложена командующему американского тихоокеанского флота адмиралу Честеру Нимицу.

Американский адмирал, поклявшийся отомстить за разгром базы Перл-Харбор, приказал начать разработку операции по убийству Исороку Ямамото. Наконец, отдел планирования американцев перехватывает сообщение, в котором подтверждалось, что адмирал Ямамото прибудет с инспекцией 18 апреля 1943 года ровно в 08:00 на остров Бугенвиль (Bougainville), Соломоновы острова, на борту бомбардировщика «Mitsubishi G4M ‘Betty'» с эскортом из шести истребителей «Mitsubishi A6M ‘Zero'». Также стало известно, что в 08:40 адмирал покинет остров на сторожевом корабле и отправится с инспекцией дальше, на Шортлендские острова (Shortland Islands).

Эта информация была отправлена в распоряжение адмирала Митчера. Митчер, в свою очередь, отдал приказ об уничтожении адмирала Ямамото майору Джону Митчеллу, командовавшему 399-ой истребительной эскадрильей 13 воздушной армии США. Эскадрилья майора Митчелла была укомплектована самолетами дальнего радиуса действия «Lockheed P38-Lightning», единственными машинами, способными преодолеть расстояние в 425 миль от ближайшей американской базы до Бугенвиля, и вернуться обратно.

Для операции было подготовлено 18 машин, вооруженных четырьмя пулеметами калибра .50 дюймов и 20-миллиметровыми пушками. Также помимо основных топливных баков на 300 галлонов топлива, к самолетам были подвешены дополнительные 165-галлоновые баки. Для операции Митчелл выбрал своих лучших пилотов.

Отдел планирования все не мог решить — сбить ли адмирала Ямамото в воздухе, по дороге к острову Бугенвиль, или уничтожить его вместе со сторожевым кораблем, на котором он продолжит инспекцию. В конце концов, право выбора было предоставлено командующему операцией, майору Митчеллу. Митчелл выбрал — сбивать в воздухе.

Свое решение он аргументировал так: «Даже если мы и потопим японский сторожевик, в опасной близости от японских баз, то у Ямамото будут шансы спастись. Если же я собью его самолет — шансов не будет вообще». Lockheed P38-Lightning

Lockheed P38-Lightning Митчелл выбрал четырех лучших пилотов для «Отряда Киллеров» («Killers Group») — четырех самолетов, которые должны были невзирая ни на что, уничтожить бомбардировщик, в котором летел адмирал. Остальные 14 истребителей должны были прикрывать «Убийц» от эскорта Ямамото и истребителей, придущих на помощь японской с базы. Имена «убийц» были: Лейтенант Том Ланфьер, лейтенант Рекс Барбер, лейтенант Джо Мур и лейтенант Джим МакЛанаган. На всем протяжении полета, для сохранения секретности, американцы должны были сохранять радиомолчание.

Перед самым началом операции, 18 числа, двое «убийц» — Мур и МакЛанаган — обнаруживают технические неисправности своих машин, и оказываются не в состоянии взлететь. Их заменили двумя пилотами из группы прикрытия — лейтенантами Бесби Холмсом и Реем Хайном. Самое смешное, что оставшимся 12 пилотам придется прикрывать «группу убийц» от более чем 80 самолетов почетного эскорта, который должен был вылететь навстречу бомбардировщику Ямамото, когда тот приблизится к острову.

Операция была, мягко говоря, сумасшедшей. Карта региона

Карта региона Итак, 18 апреля 1943 года, в 07:25 16 машин «P38-Lightning» взлетают и ложатся на курс перехвата. После двухчасового полета, эскадрилья майора Митчелла в 09:33 засекла японские самолеты в пяти милях от себя. Почти сразу, один из американских пилотов прикрытия — капитан Каннинг — нарушил радиомолчание словами: «Bogey, ten o’clock high».

Тут же обнаружилась небольшая проблема — в составе японского эскорта было два бомбардировщика «Nakajima G4M2 ‘Betty'», и майор Митчелл отдал приказ сбивать любой ценой оба. Как и планировалось, американские истребители сбросили дополнительные топливные баки и ринулись в атаку. Однако, один из «группы убийц», лейтенант Холмс, из-за технической неисправности не смог сбросить топливный бак, и вышел боя вместе с напарником Реем Хайном.

После этого, на двух оставшихся «убийц» осталось по бомбардировщику. Япония в Великой Войне / Японские военачальники - краткие биографии и послужные списки. / Кто убил адмирала Ямамото

на подобном самолете Mitsubishi G4M летел адмирал Ямамото Заметив американцев, шесть истребителей «Зеро» из эскорта адмирала Ямамото ринулись на защиту. Оба бомбардировщика же взяли курс на ближайшую японскую базу, снизившись до верхушек деревьев лежащего внизу острова. Так как Ланфьер взял на себя первых трех «Зеро», лейтенант Барбер кинулся к ближайшему бомбардировщику, открыв огонь изо всех орудий с расстояния около 100 футов до цели. Увидев, что у «Бетти» загорелся двигатель, и тот, завалившись на правое крыло, начал падать в джунгли, Барбер прекратил преследование. Не зная, на борту какого именно самолета находится адмирал Ямамото, Барбер развернулся ко второму бомбардировщику, который летел почти над самой кромкой воды, атакуемый лейтенантами Холмсом и Хайном.

При поддержке лейтенанта Холмса, который к этому времени смог, наконец, сбросить топливный бак, Барбер открыл огонь. От многочисленный повреждений, бомбардировщик развалился на куски и рухнул в воду. Уцелеть не мог никто.

После завершения операции, американцы покинули поле боя и направились назад, на базу Хендерсон (Henderson Field), потеряв только один самолет — лейтенант Хайн был сбит японским эскортом. Лейтенант Рекс Барбер

Лейтенант Рекс Барбер Версия лейтенанта Ланфьера, по прибытии, несколько отличалась от рассказа Барбера. По словам Ланфьера, едва войдя в бой, он атаковал истребители эскорта, и сбил один. После чего он заметил задымивший бомбардировщик, падающий на верхушки деревьев острова, но тот, однако, смог выправиться, и продолжить полет дальше. Тогда Ланфьер ринулся в погоню, и добил его, удостоверившись, что самолет упал, и обломки его догорают в джунглях. Аж до 1975 года лейтенанты Ланфьер и Барбер рвали на себе рубахи, в попытке доказать, в чей же послужной список будет занесена такая «жирная цель».

Однако, 13 июня 1975 года, последний из выживших пилотов японского эскорта, Kenji Yanagiya, дал показания. Он сказал, что видел как один из «P38-Lightning», игнорируя огонь истребителей «Зеро», преследовал бомбардировщик с адмиралом Ямамото на борту и сбил его над джунглями острова. Бомбардировщик упал на землю и взорвался. Соответственно, пилотом, сбившим адмирала, был лейтенант Рекс Барбер. Также дал интервью в 1984 году и лидер спасательной команды японцев, вылетевшей тогда к месту катастрофы.

Именно он опознал тело адмирала Ямамото. Также он установил, и дал показания, что адмирал скончался еще в полете от ранения пулеметной пулей в голову. Японское командование долго не хотело открывать факт гибели адмирала, чтобы не вызвать тяжелого удара по моральному состоянию войск. Однако, ничто нельзя скрывать вечно.

21 мая 1943 года, адмирал Исороку Ямамото был официально признан погибщим. Официальные торжественные похороны состоялись 3 июня. Согласно традициям, тело адмирала было кремировано, а часть его праха было захоронено на кладбище «Tuma», в Токио. Другая часть праха была отправлена в его родной город Нагаока, в храм «Chuko-Ji» 2004 © Барон фон Радлов 15.12.2006 Комментарии