Япония в великой войне / вступление / япония в великой войне вступление

Япония в Великой Войне ->

Вступление Если брать 1931 год за начало Великой Войны для Японии, когда началось вторжение японских частей в Манчжурию, то четырнадцать лет Японская Императорская Армия провела в непрерывных боях и сражениях. Четырнадцать лет войны до капитуляции союзным войскам в 1945 году. Впрочем, с другой точки зрения, можно считать началом Великой Войны для Японии первый китайско-японский вооруженный конфликт в 1894 году. Или «инцидент», как это называют сами японцы. С 1894 года, с этого «инцидента», в целом для Японии начались полоса удачи и непрерывная череда побед.

Можно сказать, впервые за столетия. После победы в китайско-японском конфликте 1894 года, Япония обрела контроль над островом Формоза (Тайвань), над Ляодунским полуостровом и Пикадорскими островами. Несколькими годами позже, Япония существенно укрепила свои позиции в регионе и получила еще более значительные территориальные приобретения, когда выиграла войну с императорской Россией в 1904 — 1905 годах. Всего за один год удалось Японской Армии разбить войска огромной Империи и сверхдержавы — как на суше, так и на море. В 1910 году Японская Империя аннексировала Корею.

Я думаю, что можно без преувеличений утверждать, что именно эти блестящие победы японского оружия сделали из средневекового государства, пребывавшего еще пол-столетия назад в состоянии стагнации, в мировую державу, силу, которую уже было не задавить голыми руками, и с которой уже нельзя было не считаться. После временных затруднений и своего несколько неясного положения в составе Антанты во время первой Мировой Войны, Япония приобрела еще большие территории — бывшие германские колонии на Тихом Океане — Маршалловы, Каролинские и Марианские острова, а также хороший плацдарм в континентальном Китае. Китай — огромное государство, обуреваемое в то время внутренними раздорами и находящееся в состоянии тотального хаоса, всегда было огромным соблазном — и Япония, так же, как и другие мировые силы, не замедлила воспользоваться этой ситуацией.

Японской Империи удалось добиться тогда таких торговых соглашений и, кое-где, уступок, что привело к тому, что именно Япония де-факто контролировала многие территориальные анклавы Китая. В Японии, в те времена, происходила целая индустриальная революция. Стремительно растущей индустрии страны требовалось все больше и больше ресурсов и полезных ископаемых — а нужного количества в метрополии попросту не было. Также возникала проблема в сельском хозяйстве и снабжении стремительно растущего населения Японии необходимыми товарами — даже элементарно едой. Полностью все потребности Японской Империи в ресурсах невозможно было обеспечить одной лишь торговлей.

Особенно в те напряженные времена, когда в воздухе висел запах новой войны. Япония просто не могла себе позволить зависеть в таких жизненно важных вопросах от других государств. Неудивительно, что подобная ситуация привела к тому, что к власти пришло шовинистское и милитаристское правительство. С 1932 года девять из одиннадцати министров в японском правительстве были высшими военными офицерами. Им было прекрасно ясно, что рано или поздно, в результате агрессивного поведения Японской Империи на мировой арене, пусть даже во многом и вынужденного обстоятельствами, многие государства могут порвать с Японией как торговые, так и дипломатические отношения.

Проблема собственных источников снабжения вставала все острее. В особенности, это касалось нефти и угля. Таким образом, все это привело к тому, что Япония начала готовиться к военным кампаниям. Вашингтонский договор 1922 года, по которому США, Британская Империя, Франция и Япония обязались ограничивать количество военно-морского флота и фортификацию тихоокеанских колоний, по сути, Японской Империей не соблюдался никогда.

В двадцатых годах Японская Империя заключила договор с крупным китайским военачальником Chang Tso-Lin, который был в то время правителем Манчжурии. В обмен на вооружение и припасы, китайский военачальник обязывался поддерживать интересы Японии в Манчжурии. Несмотря на поддержку могущественного соседа, армия Chang Tso-Lin в 1928 году потерпела поражение от Национальной Армии Китая под предводительством Chang Kai-Shek. Разочарованные японцы отдали приказ своим агентам в Манчжурии устранить Chang Tso-Lin, а его все еще крепкую армию возглавил его сын — Chang Hsueh-Liang, по прозвищу «Молодой Маршал».

Так же, как и его отец, Chang Hsueh-Liang был не более чем марионеткой в руках японцев. Япония поддерживала его до тех пор, пока «Молодой Маршал» защищал ее интересы и инвестиции в Манчжурии. Когда же Chang Hsueh-Liang присягнул на верность новому правительству Chang Kai-Shek в Нанкине, японская Квантунская армия начала готовиться к вторжению на территорию Манчжурии. Ночью 18 сентября 1931 года группа офицеров Квантунской Армии, действуя по собственной инициативе, взорвала бомбу на железной дороге Южной Манчжурии, которую контролировала Япония.

В нападении был обвинен местный китайский гарнизон, инцидент немедленно был раздут до небес. Таким образом, Япония получила хороший предлог для вторжения в Манчжурию. После победы, Япония создала на территории Манчжурии свое марионеточное государство — Манчжоу-Го, которое номинально подчинялось последнему китайскому императору в младенческом возрасте — Пу-И. В течение тридцатых годов, Японская Империя переправила в Манчжоу-Го около семисот тысяч своих функционеров и колонистов для того, чтобы осваивать «новый фронт».

С длинных границ Манчжурии с Китаем, Японская Императорская Армия жадно смотрела на юг, на богатые ресурсами земли. Китай же, в это время, пребывал в хаосе и раздоре. Шла борьба Китайской Национальной Армии с Коммунистической Армией Китая. Тщательно охранять границы было некому.

За четырнадцать лет — с сентября 1931 года по сентябрь 1945, Японская Армия расширила границы Империи до немыслимых размеров — от холодных Алеутских островов и северных границ Китая, до тропических лесов Бирмы и Новой Гвинеи. Простейшие и самые очевидные мотивы такой впечатляющей экспансии были, конечно, проблемы с ресурсами, которых на японских островах попросту не было. Сами же Японцы, в декабре 1941 года, объявили свою экспансию на Тихом Океане как освободительную войну против белого колониализма и угнетения азиатских народов.

Свои территории Япония называла не иначе, как «Великая Восточно-Азиатская Сфера Богатства и Процветания под патронажем старших японских братьев». Однако правила Япония своими «братскими, угнетаемыми белым человеком, народами» жестокой рукой в ежовой рукавице. Японские солдаты пускали в ход оружие по любому поводу недовольства их методами правления. Бунты усмирялись быстро и просто — всех недовольных попросту расстреливали. В принципе, трудно было ожидать от жестко структурированного и строго иерархического японского общества другой модели поведения.

Для всех европейских и американских военных специалистов, как Япония, так и ее Армия, были самой настоящей загадкой. В «большом мире» никто не мог себе серьезно представить, что государство, которое совсем недавно, менее полувека назад, вышло из феодального средневекового устройства управления, и многовекового периода самоизоляции от всего мира, обладает серьезной армией, которая может представлять реальную угрозу. Можно сказать без преувеличения — весь мир недооценивал эту нацию, и ее возможности, что привело, в конечном счете, ко многим трагическим ошибкам и последствиям. Для всех государств Японская Императорская Армия была самым настоящим парадоксом.

Никто не мог понять, и относиться всерьез к такому странному сочетанию — прекрасное вооружение, которое соответствовало всем современным стандартам «большого мира», великолепно обученные и тренированные солдаты и офицеры (многие их которых, кстати, проходили обучение в лучших военных академиях США), но в то же время, и древние феодальные представления об обществе и мироустройстве. Принципы японского общества — строгая иерархия, верность традициям, четкая структурированность общества — были отражены и в армии. Японская тактика, выучка солдат, их фанатичная преданность, отвага, переходящая в глазах европейцев в сумасшествие, вели Императорскую Армию от победы к победе. С начала тридцатых годов и войны с Китаем, до 1942 года Япония одержала впечатляющий ряд молниеносных побед.

С 1931 года, вплоть до декабря 1942 года Японская Императорская Армия не знала поражений. 2004 © Барон фон Радлов 15.12.2006 Комментарии Добавить комментарий