Манга и аниме / статьи об аниме и манге / аниме в россии начало

Трудно сказать, кто был первым отаку в России. Судя по всему, первые отаку появились еще в СССР, поскольку аниме неоднократно попадало на экраны советских кинотеатров. К тому же, некоторые имели возможность бывать в Японии и в западных странах, в которых аниме начало активно появляться в конце 1980- х годов. Однако достоверной информации об этих людях практически нет.

Если они и были, то никакого существенного следа не оставили. Поэтому, обсуждая продвижение аниме в России, можно выделить шесть волн отакуизации нашей страны. Вспомним в отдельности каждую из этих эпох, благо что все они прошли на моей памяти.

Эпоха «Корабля — призрака » (1980 — е) В кинотеатрах СССР с большим успехом проходит классическое детское аниме. В первую очередь это » Корабль — призрак «[ Sora Tobu Yureisen ] — наиболее нетипичный и «взрослый «фильм из закупленных для нашего проката. В стране появляются первые отаку, с восторгом наслаждающиеся «Кораблем «, однако они еще слишком малы, чтобы организовываться в клубы и начинать полноценную фэнскую деятельность.

Тем не менее, именно этим периодом датируются первые анимешные фанарт и фанфики . Если бы советский прокат не почил в бозе и продолжил аниме — закупки, история российского отаку — движения могла бы начаться на несколько лет раньше. Эпоха «Роботека « (начало 1990- х) После распада СССР и краха советского режима в страну начинают валом валить пиратские видеокассеты. Разумеется, в первую очередь переводятся и тиражируются популярные голливудские фильмы, но в качестве дополнений к двухчасовым лентам пираты нередко дописывают часовые аниме -OAV (в том числе хентайные ). Сами того не ведая, российские зрители получают возможность знакомиться с подростковой и взрослой японской анимацией. Параллельно по телевидению начинается трансляция американских версий аниме — сериалов. Наибольшей популярностью у зрителей пользуются проекты «Роботек «, «Макрон -1″ [ Macron-1 ], «Ведьма Салли » [ Mahoutsukai Sally ]. Хотя мало кто знает, что это японская продукция, необычность аниме — решений просвечивает даже сквозь перевранные сюжеты и диалоги.

Эти аниме привлекают существенно более взрослую публику, чем аудитория «Корабля — призрака «. Постепенно формируется ядро будущих отаку. Хотя они еще разрознены и неорганизованны, молодые люди начинают целенаправленно собирать и переписывать на видео любимые фильмы и сериалы. Возникают первые аниме — коллекции. Эпоха «Сейлор Мун « (середина 1990- х) Если предыдущие аниме еще можно было подверстать в советские представления о научной фантастике и детской анимации, то в середине 1990- х на экранах телевизоров появляется действительно нестандартный проект — ТВ — сериал «Луна в матроске «, на самом деле именующийся «Красавица — воин Сейлор Мун «. В отличие от многих западных релизов сериала, «Сейлор Мун «в России практически не цензурируется, что многократно усиливает его воздействие на публику. Тут уже даже самые невнимательные зрители начинают задумываться о том, что смотрят не «какую — то анимацию «, а именно японский сериал.

Тогда же отаку эры «Роботека «начинают организовываться в клубы, первым из которых становится «R.An.Ma» . Поскольку в стране активно распространяются технологии компьютерного общения (FIDO , затем Интернет) , то отаку получают возможность быстро и легко находить «товарищей по несчастью » — в том числе и живущих за сотни километров друг от друга. Вскоре появляется разделение между «стариками «и «муняшками «— теми, кто только что заинтересовался аниме и не хочет знать ничего, кроме «Сейлор Мун «. Муняшки обмениваются ощущениями по поводу любимого сериала, а «старики «в это время осваивают заказ лицензионных кассет за рубежом. Начинается быстрое расслоение отаку по степени близости к живительным источникам желанного аниме. Первая русской интернет — страничкой, упоминающей аниме, был англоязычный сайт Евгения Медведева . Первый русский аниме — домен открыл ростовский отаку Константин Груша. Впрочем, anime.amberium.ru прожил очень недолго.

Первым русским аниме — ресурсом, посвященным одному произведению, был сайт Алексея Дубинского о сериале «Роботек « (ныне — Macross.anime.ru ). Эпоха «Горбушки « (1997-2000) В Рунете начинают размножаться сайты отаку — поначалу весьма примитивные, но с годами все более грамотные. Так, 27 октября 1998 года появляется первоначально позиционировавшийся как портал проект «Аниме и манга в России «, созданный автором этих строк по предложению спонсора, который пожелал остаться неизвестным. ^_^ В то время сайт жил по адресу www.anime.ru. К этому же периоду относятся первые информативные публикации в прессе, посвященные аниме, манге и хентаю. Хотя в них все еще немало ошибок, но они уже дают базовое представление о японской массовой культуре. С каждым годом все шире становится клубное движение, нарастает расслоение отаку. «Муняшки «постепенно вылезают из своей раковины и вливаются в ряды «обычных «аниме — фэнов.

Почувствовав коммерческий потенциал японской анимации, пираты с московского видео — рынка «Горбушка «начинают продавать аниме как самостоятельный продукт и даже сотрудничать с отаку в создании компетентных переводов — в том числе и с японского. В 1999 году выходит первое издание моей книги «Введение в японскую анимацию «. Восторженный прием этого довольно — таки сырого исследования в узких профессиональных кругах символизирует начало научного осмысления аниме в России. Эпоха «цифры « (2000-2003) Неудобные и громоздкие кассеты начинают замещаться цифровыми носителями : CD (форматы AVI, MOV, MPEG4, DivX) и DVD. Соответственно, намного упрощается тираживание и распространение аниме.

Доступ в Интернет дает возможность непрерывно скачивать новое аниме, иногда буквально через несколько часов после премьеры. Стремительно увеличивается число пиратов, торгующих аниме. Кроме пиратов со стажем, в этот бизнес входят и некоторые организации отаку. Клубы из «организаций по раздаче слонов «окончательно превращаются в дружеские тусовки.

Отныне, чтобы быть отаку, не обязательно входить в группу — можно довольствоваться покупкой или скачиванием. По телеэкранам страны проходит сериал «Покемон «, который быстро становится притчей в языцех. Впрочем, самостоятельной отаку — волны он не порождает, так как в первую очередь предназначается для самых юных зрителей.

Зато пресса активно обсуждает «покемонов «, попутно знакомя заинтересованные слои населения с общей информацией об аниме. В 2000 году воронежский филиал «R.An.Ma «проходит первый Всероссийский фестиваль японской анимации . Он пользуется огромным успехом среди местного населения и отечественных отаку, а потому сразу же становится регулярным. В июле 2001 года возникает поп — рок — группа «Suki da!» , в основном состоящая из отаку со стажем и исполняющая как собственные русскоязычные композиции (в том числе на аниме — темы) , так и кавер — версии аниме — хитов.

С ноября 2002 года в журнале «Страна Игр » появляется рубрика «Банзай !» — самое компетентная в России серия печатных публикаций, посвященных японскому масскульту. До того аналогичные материалы выходили в журнале «Великий Дракон » . В том же году начинает выходить онлайн — журнал «Anime Magazine» — первая попытка создать в России издание (хотя бы и сетевое) , полностью посвященное аниме и манге. Тогда же во время третьего воронежского фестиваля проходит первое в России более — менее организованное и успешное косплей — шоу.

Эпоха «лицензии » (2003 год и далее) В 2003 году в России впервые появляются лицензионные релизы аниме, на которых так и написано : «АНИМЕ «. Компания «MC Entertainment» подписывает договор с японскими дистрибьюторами и начинает регулярный выпуск фильмов и сериалов на основе японских релизов. Кое — что издают также концерн «Видеосервис » и компания «CP Digital» . Разумеется, эти релизы сопровождаются массированной рекламной компанией в молодежной прессе. В мае 2003 года появляется «Anime Magazine» — печатная версия соответствующего сетевого издания. Соответственно, это первый в России печатный журнал, полностью посвященный аниме и манге.

В том же году выходит первый номер аналогичного журнала «Anime Guide «, который в 2004- м превращается в издание «Anime» . Продолжаются эксперименты с аниме — фестивалями, тусовками и косплей — конкурсами. Благодаря появлению заинтересованных спонсоров российский отаку — мир начинает приобретать цивилизованные очертания. Посмотрим, что будет дальше. ^_ ^