Боевые искусства Японии / Дзю-дзюцу и дзюдо / Основные принципы дзюдо

Боевые искусства японии / дзюдзюцу и дзюдо / основные принципы дзюдо

Кано первым из всех японских мастеров в своем учении начал применять понятие «до», что означает «путь», в то время как дзю-дзюцу основывалось на таких понятиях, как искусство, мастерство или метод. Различия между этими двумя видами понятий можно объяснять как внешнюю установку на действие и внутреннее со-держание этого действия. До начала действия «Кодокано» почти все японские школы боевых искусств учили владению мечом и кулаком, что являлось средством существования и гарантией безо-пасности на поле боя. Нравственному воспитанию уделялось очень мало времени, причем оно ограничивалось ознакомлением с ос-новными правилами поведения.

Это говорит о том, что теория в обучении далеко отставала от практики. Понятие «до» как высшего принципа в различных его истолко-ваниях присутствовало во многих религиозных и философских учениях и соотносилось со всеми видами китайских ушу и японс-ких бу-дзюцу. Кано возвратился к этому понятию в период поиска духовных ценностей и коренных сдвигов в политике и идеологии своей страны. Сегодня никто не сомневается в том, что дзюдо является передовым видом спорта, ведь в отличие от других видов боевых искусств он включен в программу Олимпийских игр. Но Кано не стремился к тому, чтобы созданный им вид борьбы ис-пользовался на спортивной площадке.

Он создавал его с целью по-стижения пути. Его ученики совершенствовали свое тело и дух не в спортивном зале, а в додзе — зале для медитации. В этом зале учитель стремился привести своих учеников к гармонии общества посредством усилий каждого из них.

В теории дзюдо первостепенное значение Кано придавал духов-ной стороне. Он считал, что любой вид борьбы приобретает смысл только тогда, когда направлен на совершенствование и духовной, и физической сущности человека. Для самого Кано, пришедшего ко многим выводам в результате многолетних размышлений, большое значение имел свободный спарринг, или рандори, в котором мож-но увидеть все способности человека. Рандори представляет собой состязание между двумя партнера-ми, которые стремятся продемонстрировать все свои возможнос-ти и навыки, следуя всем правилам дзюдо. Победителем состязания становится тот, кто первым сумеет найти уязвимое место парт-нера и воспользуется им для перехода в атаку.

В таких поединках воспитывается особое состояние духа, а также серьезность, вдум-чивость, осторожность, скорость реакции и интуиция. Естественно, что никто из участников поединка не может пре-дугадать действия соперника, поэтому каждый из них должен быть готов отразить любую атаку. На таких тренировках, при условии их регулярного проведения, можно достичь высокого духовного уров-ня. Поиск средств, с помощью которых можно одержать победу над противником, развивает воображение и способность к анали-тическому мышлению.

Но настоящим мастером дзюдо сможет стать только тот, кто добьется полного контроля над телом и духом и одновременно в совершенстве овладеет основами техники борьбы. Средства дости-жения этой цели детально разработаны в методике обучения Кано. Многое из его теории перешло в другие виды борьбы, многое было видоизменено.

Со временем дзюдо далеко ушел от первоначальной теории, и большинство современных спортсменов, добившихся в этой области больших успехов, не имеют представления об его истинном предназначении. Широкие массы предпочли практику, а теоретические разработки японских философов покоятся на пол-ках под толстым слоем пыли. Изменились и внешние атрибуты системы.

В молодости Кано обучался у мастеров школы Истинной Сути Души Неба и школы Подъема и Ниспровержения. Предпосылкой для возникновения теоретической базы дзюдо послужили положе-ния школы Подъема и Ниспровержения, в основу которой были положены два секретных трактата, содержащие важнейшие прин-ципы восточной борьбы. Они имели прямую связь с практичес-кой медитацией и системой аутотренинга. Эти труды основателю школы в XVII в. передал дзэнский патриарх Такуан.

Из этих школ Кано перенес в дзюдо положение о том, что ис-тинная мудрость заключается в непоколебимой твердости духа и концентрации воли на развитии интуитивного восприятия дей-ствий противника. Согласно Такуану, путь к победе лежит через свободу движений, а достичь такой свободы можно только через «пустоту». В основе учения Такуана лежит идея о предельном са-мообладании, которое необходимо довести до степени самоотре-шения.

Учению о спокойствии духа посвящен трактат под названием «Покой в действие», некоторые также переводят его название как «Действие в покое». В нем Такуан подробно развил мысль, что, когда противник обдумывает прием, какое-то время он прибывает в состоянии нерешительности. Настоящий мастер должен уметь воспользоваться этой паузой в своих целях и повернуть ситуацию так, чтобы преимущество оказалось на его стороне.

На более высо-кой ступени мастер должен овладеть искусством нанесения синх-ронного контрудара. В контексте Дзигоро Кано дзюдо является не только одним из видов восточных единоборств, но и сложной системой психофи-зического воспитания. Дзюдоисты провоцируют противника на неправильное движение путем использования его непроизвольно-го противодействия в физической и психологической области. Для того чтобы использовать непроизвольное противодействие противника в физической области, следует толкнуть его.

Спустя долю секунды он окажет непроизвольное сопротивление и немно-го наклонится вперед. Этот момент в дзюдо используется как из-менение действия силы. Когда наклон достигнет своей наивысшей фазы, нужно протянуть противника. Основное значение в эти мо-менты имеет чувство реакции. Для приемов и позиций дзюдо ха-рактерно частое введение изменений.

Это делается для того, чтобы между намерением и новым замыслом возникала пауза, которая является подходящим моментом для окончания действия. После-дний принцип затрагивает психическую область. Яснее понять действие этого принципа можно с помощью про-стого примера. Итак, в схватке участвуют два человека: сила одного равна 10 единицам, а сила другого меньше и составляет 7 единиц.

Когда в схватке более сильный противник толкнет слабого, после-дний может отшатнуться или упасть. Это происходит оттого, что, пытаясь выстоять, человек напрягает для сопротивления все свои силы и таким образом противопоставляет силу силе. Но если сла-бый противник уступит силе сильного, отодвинувшись от него на такое же расстояние, на какое он его толкнул, контролируя при этом равновесие, сильнейший противник неизбежно качнется впе-ред и сам потеряет равновесие. Этот момент в дзюдо самый важный, и его нужно использовать самым наилучшим образом.

В этом положении стойка сильней-шего противника крайне неудобна, и его сила на этот момент со-ставляет только 3 единицы из прежних 10. Слабый же соперник в это время удерживает равновесие и сохраняет всю свою силу. Имея преимущество на своей стороне, он может нанести противнику действенный удар или выполнить эффективный бросок, причем в любой прием ему необходимо вкладывать лишь половину всей сво-ей силы, а другую половину он может приберечь для другого слу-чая. Именно таким образом истолковывается тезис Кано о «наибо-лее результативном приложении силы».

Этот принцип в Японии используется не только в боевых ис-кусствах. Он также применяется для совершенствования тела с целью сделать человека более сильным и здоровым. В некоторых со-временных школах Японии данный принцип является основой физического воспитания молодого поколения. Кроме того, он ис-пользуется и для улучшения питания, одежды, характера и т.д.

Раз-рабатывая теорию дзюдо, Кано стремился к созданию своеобразной школы жизни. Его идеи заинтересовали многих японцев, и в наши дни дзюдо широко применяется как методика тренировки тела и духа, а также помогает в решении всех жизненных вопросов. Из практики дзю-дзюцу Кано перенес в дзюдо некоторые поло-жения о жизненно важной роли тандэн, регуляции биоэнергии ки.

В дзюдо эти положения существуют в несколько видоизменен-ном и более рациональном варианте. Кано отставил в сторону все мысли о достижении сверхъестественной силы путем регуляции биоэнергии и остановился на физических законах, связанных с центром тяжести. Он рассматривал тандэн как центр тяжести человеческого орга-низма в нормальном состоянии. Исходя из этого, он вывел теорию о возможности сохранения равновесия в любом положении.

Со-гласно этой теории, принцип выполнения всех приемов в дзюдо может быть проиллюстрирован в виде круга или сферы, перемеща-ющихся в пространстве. Стоящий в их центре человек является подвижной осью. В школе «Кодокано» изучают движения кошки, подбрасывая ее в воздух. Всем известно, что кошка всегда приземля-ется на четыре лапы. Таким же искусством овладевают дзюдоисты.

Отдельные моменты относительно положения человеческого центра тяжести содержались и в дзю-дзюцу. Кано лишь пересмот-рел их и обобщил. Все основные принципы японской борьбы дзюдо и дзю-дзюцу были сформулированы на базе китайского Цюань-шу, в котором говорилось, что в поединке необходимо: критически оценивать свои возможности и физические данные противника, чтобы использовать его промахи и ошибки в своих целях; стре-миться вывести противника из выгодного для него положения; всеми способами уклоняться от атак противника; в нападении и атаке находить слабые и уязвимые места противника; броски про-водить по принципу механизма рычага; удерживать противника путем применения болевых приемов и замков; бить по болевым точкам, добиваясь болевого шока, только в случае крайней необхо-димости. Основным правилом дзюдо, действительным для всех приемов, является выведение противника из равновесия при сохранении собственного равновесия. В связи с этим перед освоением основ-ных приемов начинающие дзюдоисты подробно изучают анатомию человека, расположение центра тяжести, рассматривают факторы, влияющие на гибкость его суставов и мышц.

Эти знания позволяют анализировать каждую позицию и каждое движение с точки зрения устройства человеческого организма. В дзюдо принято исходить из закона равновесия. Начальным для всех движений и позиций является следующее положение: ноги находятся на ширине плеч (на ¼ часть человеческого роста), сто-пы ног вывернуты наружу под углом от 30 до 45 градусов, колени слегка согнуты. Из такого положения дзюдоист может занимать любую позицию, сохранять равновесие, наносить действенные удары и выполнять успешные броски.

Большое значение в обучении дзюдо отводится устойчивости. Чтобы научиться сохранять устойчивость в процессе выполнения всех движений, необходимо изучить каждое возможное положе-ние с точки зрения положения общего центра тяжести и его пере-мещения во время движений. Например, при изменении положе-ния стоп меняется и опора. Людей высокого роста легче вывести из равновесия, чем невы-соких.

Поэтому в основной стойке им необходимо шире расстав-лять ноги. Следует также учитывать, что большой вес тела увели-чивает устойчивость, пока тело неподвижно. Когда тяжелое тело участвует в движении, большая часть его инерции создает нежела-тельное ускорение и это может привести к потере контроля над равновесием. Теория дзюдо также охватывает вопросы, связанные с примене-нием силы.

Дзюдоисты действуют согласно принципу: «толкай, когда противник тянет, тяни, когда он толкает». В процессе тренировок они овладевают искусством начинать свое действие на долю позже, но более энергично. Это позволяет приложить дополнительную энергию к силе противника, чем можно быстро вывести его из равновесия. Большинство приемов в дзюдо построены на бросках с исполь-зованием корпуса и бедер, поэтому физическая сила в данном виде борьбы имеет большое значение, т.к. шансов на победу у сильного спортсмена всегда больше.

Но не следует выпускать из виду прин-цип Кано о «результативном приложении силы». Для победы в дзюдо одной физической силы недостаточно, необходимо также учиться сохранять и направлять свои духовные силы. Кроме того, в дзюдо очень важно уметь дозировать усилия и быстро перестраи-ваться для нового приема.

Основная цель борьбы стоя состоит в том, чтобы вынудить со-перника потерять равновесие и заставить его упасть на опору. Бла-гоприятные для этого возможности возникают, когда противник: намеревается шагнуть вперед; намеревается шагнуть назад; пред-принимает попытки переместиться вправо или влево; занимает стойку для приема; двигается быстро и беспорядочно, т.е. движения опережают мысли; в начале применения приема допустил ошибку и пытается вернуться в первоначальное положение. Кано разработал многочисленные способы «расшатывания» (куд-зуси). Все они проводятся в восьми направлениях с использовани-ем различных финтов.

Для атаки Кано предусмотрел три способа кудзуси: толкнуть противника и, используя его сопротивление, резко потянуть в другую сторону; потянуть противника на себя, а затем, также используя его сопротивление, резко толкнуть в обратном на-правлении; когда противник находится близко, оторвать его от пола резким рывком вверх с приложением силы ног и туловища. Для наименьшей затраты сил при выведении из равновесия рекомендуется одновременно воздействовать на ось плеч против-ника и на площадку опоры. Классическими способами выведения из равновесия в дзюдо считаются: захват двумя руками за одежду; комбинированный захват за одежду и части тела; захват отворота на уровне ключицы и рукава выше локтевого сустава. При выполне-нии последнего способа захвата появляется возможность вывести соперника из равновесия в различных направлениях, разворачиваясь к нему боком, грудью или спиной. Еще один важнейший принцип дзюдо касается состояния мышц рук и плеч: при выполнении всех движений они должны быть полностью расслаблены.

Под этим не стоит понимать, что руки обессилены и висят вдоль тела без всякой надобности. Они должны быть мягкими, но одновременно гибки-ми и пружинистыми, как ветка вербы. Мастера школы «Кодокано», достигшие уровня Черного пояса, в обязательном порядке изучали традиционные способы оказания первой помощи при серьезных травмах. Эти способы не имеют ничего общего с современной медициной и основываются на тео-рии акупрессуры (кю-ацу). Способы, позволяющие вывести чело-века из шокового состояния, в Японии называются «каппо».

Са-мой распространенной травмой в дзюдо является шок при удуше-нии. Он возникает в результате временного перекрытия кровенос-ных сосудов, часто вызывает их анемию и изменение давления в области головного мозга, а при сильном сжатии сонной артерии и трахеи затрудняет доступ кислорода в кровь. Боевые искусства Японии / Дзю-дзюцу и дзюдо / Основные принципы дзюдо

В таких случаях восстановить дыхание и облегчить доступ кис-лорода в кровь можно нажатием на определенные точки груди и живота. В последние годы японцы придали гласности более 10 спо-собов традиционного каппо. Наиболее популярны и эффективны среди них воздействия на точку сосредоточения ки, расположен-ную в нижней части живота, на почки (дзиндзо-кацу) и на легкие (дэкиси-кацу). В прошлом все способы каппо были строго засекре-чены и передавались только устным путем. Их секреты учителя раскрывали только самым способным и талантливым ученикам.

Наряду с освоением каппо в дзюдо предусмотрено освоение can-no- агрессивной системы, направленной на поражение точек, влияющих на деятельность жизненных органов. В спортивном дзюдо эта система не применяется. Доктор Кано завещал своим последовате-лям приобщать к каппо только спортсменов высшего класса, достиг-ших заметных успехов в совершенствовании тела и духа и соблюдаю-щих все моральные заповеди великих учителей и мастеров.