English Danish French German Greek Italian Russian
Can not write file
Сайт о Японии Религия

Религия

Садовое искусство — уникальное явление представляющее тщательно

Энциклопедия Японии ->

С - с: глоссарий САДОВОЕ ИСКУССТВО - уникальное явление, представляющее тщательно разработанную философско-эстетическую систему осмысления Природы как универсальной модели мироздания. Благодаря этому любой японский сад - будь то средневековый храмовый или современный декоративный - содержит в той или иной степени отзвук Абсолюта. Вода, камни, деревья, кусты, мхи, цветы, травы являются для устроителя сада не просто материалом, но частицами Вселенной, обладающими сокровенной значимостью.

Впервые слово «нива» (сад) встречается в «Нихонги» («Анналы Японии», 720 г.) как обозначение пустого пространства, предназначенного для поклонения богам. Согласно синтоизму, весь мир, окружающий человека, населен множеством божеств, обитающих в огромных камнях, старых деревьях, горах, водопадах, озерах, колодцах. Почитались не только сами объекты, но и пространство вокруг них.

Особое отношение к пространству станет основополагающим принципом в японских садах. С середины I тысячелетия н. э. под влиянием буддизма сады стали символическим выражением буддийской Вселенной. Центром ее считалась гора Сумэру, которую в саду обозначал небольшой холм посреди пруда, повторявшего священное озеро Мунэцуноти. Камни в пруду изображали девять островов и восемь морей буддийского космогонического мифа. Синтоизм и буддизм сформировали основную концепцию японского сада как такового.

В нем образными, емкими символами выражаются идея мирового устройства и изначальная гармония мира. Сады, как и другие виды искусства, развивались в соответствии с ходом времени и изменениями в обществе. Но всегда в них главными элементами были вода и камни. Вода является символом отрицательной, женской, темной, мягкой силы инь, а камни - светлой, мужской, положительной, твердой силы ян.

Их вечное противостояние и неразрывное единство, согласно древнему дуалистическому представлению, являются основой существования мира. В эпоху Нара (VIII в.), когда велико было влияние китайской культуры, в садах также прослеживалось воздействие материковых образцов. Они были пространны, с большими водоемами, по которым можно было кататься на лодках, с павильонами и беседками. На садах эпохи Хэйан (VIII-XII вв.) отразилось распространение в Японии учения буддийской секты Дзёдо (Чистая земля), провозглашавшей веру в Будду Амида (Будда Западного рая). Придворные аристократы, в среде которых в это время китайская ориентация сменилась тенденцией к формированию собственной национальной культуры, стали создавать вокруг своих вилл сады, воспринимавшиеся как земное воплощение рая Амиды.

Они отражали утонченный дух придворной культуры, в которой эстетизировались и поэтизировались все проявления жизни людей, и отвечали потребности в лирическом вдохновении и изысканных эмоциях от красот Природы в круговращении времен года. В самом знаменитом хэйанском романе - «Гэндзи-моногатари» («Повесть о принце Гэндзи»), написанном придворной дамой Мурасаки Сикибу (X в.), постоянно встречаются упоминания о садах. «Не успели осыпаться простые вишни, как расцвели многолепестковые, а вслед за ними украсились цветами и горные вишни «кабадзакура». Когда же отцвели и они, настало время глициний.

Ушедшая госпожа, проникшая в душу цветов, посадила в саду и ранние, и поздние растения, и каждое расцвело в свой срок». (Перевод Т. Соколовой-Делюсиной.) Огромное воздействие на всю японскую культуру с конца XIII в. начала оказывать буддийская секта дзэн. Сады дзэнских монастырей стали целенаправленно выражать идею понимания Природы как воплощения Абсолюта, Истины, то есть духа Будды. Они органично включались в атмосферу монастырской жизни с ее строгой дисциплиной и психофизическими упражнениями, помогавшими адептам на их пути к достижению «сатори» (просветления).

Сады создавались знаменитыми дзэнскими наставниками, монахами и художниками, близкими к этим кругам. Дзэнский сад уже не предназначался для прогулок, как прежде. Его функция была аналогичной пейзажным свиткам - помогать в практике созерцания. Свойственное японской культуре тяготение к лаконичности способствовало сокращению и садового пейзажа.

Так появились знаменитые сухие сады, в которых продолжали существовать силы инь-ян, но реальную воду символически заменили песок и гравий. Все они завораживают своей загадочной абстрактностью, но сад храма Рёандзи в Киото - вершина японского садового искусства того времени. Для того чтобы успокоить ум, человек обращается к медитации. «Сядем в тишине и погрузимся в созерцание сада камней...» И тогда, как представляет один из настоятелей этого храма, человек может увидеть вместо площадки с камнями бескрайнюю водную гладь с выступающими пиками гор или их же, возвышающихся над пеленой облаков... «Сосредоточившись на неподвижном, ощущаешь движение высших ритмов». Дзэнская культура создала еще один замечательный вариант сада - чайный. Сад, расположенный перед входом, а точнее, ведущий ко входу в чайный домик, выступает важным компонентом в этой церемонии, помогая участникам правильно настроиться на предстоящее действо.

Эстетика сада в данном случае целиком соотносится с идеалами Чайной церемонии, базирующимися на принципах простоты, скромности, естественности, неброского очарования... Известна история о великом мастере чайной церемонии Сэн-но Рикю (XVI в.) и его сыне. Рикю поручил сыну убрать сад.

Тот добросовестно подмел там, вымыл фонари, камни дорожки, но отец каждый раз говорил, что убрано еще несовершенно. Когда сын уже не знал, что делать, Рикю подошел к алевшему осенней листвой клену и тряхнул его. Яркие звездочки кленовых листьев придали всему саду одухотворенную поэтичность. Верность старым традициям в сочетании с новым творческим мышлением позволяет и современным мастерам ландшафтного дизайна создавать шедевры под стать классическим образцам.

Один из них - сад имени Гэндзи, создан в 1966 г. в храме Родзан в Киото в память о Мурасаки Сикибу и ее романе. Согласно сохранившимся сведениям, здесь когда-то находился дом, где жила писательница. Это тоже сухой сад.

На фоне светлого гравия расположены зеленые островки мхов произвольных очертаний, напоминающие облака. Кое-где на них высажены кустики лиловых колокольчиков. Образ сада сочетает трогательную нежность и благородную сдержанность. За эффектной продуманностью композиции кроется изящный символический подтекст.

Лиловые колокольчики по-японски называются мурасаки. Неброская красота этих цветов достойна памяти Мурасаки Сикибу. Островки мха в форме облаков имеют отношение к принцу Гэндзи.

После рассказа о последних днях Гэндзи и его уходе из жизни следует необычная глава, состоящая из одного названия: «Сокрытие в облаках». Перед читателем возникает Пустота, из которой все приходит и в которую все уходит. Японские сады - поистине пространст во для стихий и воображения, своеобразные окна в иную реальность.

В то же время они остаются садами, в которых человек может любоваться бесконечной красотой Природы. В саду, где раскрылись ирисы, Беседовать с старым другом своим, Какая награда путнику! Мацуо Бас

Copyright © "ЯПОНИЯ СЕГОДНЯ" 10.02.2007 Комментарии Добавить комментарий

 

Перри мэтью колбрайт (1794–1858) — американский адмирал (коммодор)

Энциклопедия Японии ->

П - п: глоссарий ПЕРРИ Мэтью Колбрайт (1794-1858) - американский адмирал (коммодор), открывший Японию западному миру после более чем 200 лет изоляции. После неоднократных, но безрезультатных попыток связаться с бакуфу и договориться об открытии Японии американцы решили действовать силой. И вот в конце ноября 1852 г. из порта Норфолк на Атлантическом побережье США вышла эскадра под командованием адмирала (коммодора) Мэтью К. Перри. После захода на острова Рюкю Перри 8 июля 1853 г. ввел свои корабли в залив Эдо и подошел к порту Урага. Эскадра состояла из четырех военных кораблей, в том числе двух паровых.

Увидев клубы дыма над их палубами, японцы назвали американскую эскадру «черными кораблями». Открыв пушечные порты и нацелив свои орудия на берег, коммодор потребовал от японцев немедленно начать переговоры на основе требований, изложенных в письме президента США на имя императора Японии. Японские чиновники попытались уговорить Перри перенести переговоры в Нагасаки, где к присутствию иностранцев, хотя и весьма ограниченному, уже привыкли, но тот отказался и для пущей убедительности высадил на берег десант из 370 вооруженных моряков. Представителям бакуфу не оставалось ничего другого, как принять послание президента США. За ответом коммодор Перри обещал прибыть весной следующего года после плавания в Китай.

13 февраля 1854 г. на рейде порта Урага вновь появились американские корабли. На этот раз коммодор Перри привел в Японию девять судов с 250 пушками. Настроен он был решительно и, пригрозив обстрелять Эдо, высадил 8 марта вооруженный десант в 500 человек. Несмотря на то, что значительная часть чиновников бакуфу и князей - даймё выступала за сохранение режима изоляции страны, сёгунат, испугавшись американской угрозы, уступил нажиму.

31 марта в Канагаве (Иокогама) был подписан японо-американский договор «о мире и дружбе». Залогом этих «дружественных» чувств послужила палубная артиллерия «черных кораблей». Затем в Эдо в 1858 г. был подписан торговый договор, а в 1866 г. - соглашение о пошлинах. В этих неравноправных договорах были сформулированы требования не только открытия портов Японии, обмена дипломатическими миссиями, установления свободы торговли без вмешательства феодальных правителей, но и статьи о консульской юрисдикции (право экстерриториальности для американцев), низких таможенных пошлинах, которые нельзя было менять без согласования с США, об одностороннем предоставлении права наибольшего благоприятствования.

Лишь РеставрациЯ Мэйдзи и ускоренное капиталистическое развитие Японии позволили заменить их на равноправные договора. В портрете М. Перри художник XIX в. дал собирательный образ

Copyright © "ЯПОНИЯ СЕГОДНЯ" 25.01.2007 Комментарии Добавить комментарий

 

М м глоссарий

Маньчжурский Инцидент Маньчжурский Инцидент - завоевание Маньчжурии Квантунской армией с сентября 1931 г. по январь 1933 г.

Манэкинэко  Манэкинэко - скульптурное изображение «манящей кошки».

Маркова В. Н.  Маркова Вера Николаевна (1907-1995) - поэт, переводчик и исследователь японской классической литературы.

Марубени  Марубени (Marubeni Corp.) - одна из крупнейших универсальных торговых компаний Японии

Маруха Маруха (Maruha Corp.) - 2-я по величине рыболовная компания в стране.

Основана в 1943 г.

Маруяма-Сидз

Маруяма-Сидзё - школа реалистической живописи.

Масанобу

Масанобу - см. Окумура Масанобу.

Мацуи Иванэ Мацуи Иванэ (1878-1948) - генерал, военный атташе во Франции и в Китае

Мацуката Масаёси Мацуката Масаёси (1835-1924) - политический и государственный деятель, премьер-министр Японии в 1891-1892 гг.

Мацумаэ Сигэёси

Мацумаэ Сигэёси (1901-1991) - ученый и общественный деятель.

 

Макартур дуглас (1880–1964) — американский военный деятель генерал армии

Энциклопедия Японии ->

М - м: глоссарий МАКАРТУР Дуглас (1880-1964) - американский военный деятель, генерал армии. В 1942 г. Макартура назначают главнокомандующим союзными вооруженными силами в юго-восточной части Тихого океана. В октябре 1944 г. Макартур начал операцию по освобождению Филиппин. В течение нескольких месяцев (с октября 1944 г. по июль I945 г.) все Филиппинские острова были освобождены. Вскоре американцы завоевали безраздельное господство в Южно-Китайском море, создали базы для наступления на острова Хайнань, Тайвань, Рюкю и непосредственно на Японию.

После капитуляции Японии Вашингтон назначил Макартура главнокомандующим союзными оккупационными силами США в Японии. Нельзя не отметить немаловажную роль Макартура в послевоенном восстановлении промышленности и сельского хозяйства, в подготовке новой Конституции Японии. Этот факт был по достоинству оценен японским императором, который наградил Макартура орденом Священного Сокровища. В начале войны в Корее (1950-1951) Макартур был назначен командующим объединенными силами ООН.

Все попытки американских и южнокорейских войск изменить положение на фронте в свою пользу провалились. В связи с этим Макартур выдвинул план атомной бомбардировки центров и коммуникаций Северо-Восточного Китая. Однако президент США Трумэн не решился одобрить этот план.

II апреля 1951 г. Макартур был отстранен от командования, смещен с поста главнокомандующего союзными оккупационными войсками в Японии и уволен в отставку. Генерал Макартур Дуглас

Copyright © "ЯПОНИЯ СЕГОДНЯ" 27.12.2006 Комментарии Добавить комментарий

 

Страница 1 из 25

<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>
С какой технологией икебаны вы знакомы?
 
Какой японский праздник Вам нравится больше всего?
 

Последние поступления


Суббота, 06 Августа 2016 06:45
Увидеть Японию и достопримечательности этого древнего старинного государство стоит хоть раз в жизни. Горы,
Понедельник, 01 Августа 2016 20:47
Европейцы с давних времен интересовались Японией. Но если сейчас туристические путешествия по стране не
Пятница, 15 Июля 2016 13:48
Больше всего туристов приезжают в Токио и Киото. Эти японские города вызывают у них наибольший интерес,
Четверг, 14 Июля 2016 06:29
Эта страна Востока привлекает туристов своими замечательными традициями, своеобразной архитектурой и
Четверг, 23 Июня 2016 14:56
В последнее время многие из нас отправляются в различные туристические путешествия, это объясняется тем,
Среда, 04 Мая 2016 12:32
Если вы желаете создать в своей ванной комнате атмосферу приятного уюта, то поможет вам в этом отличная

Copyright © 2009 - 2017